Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.10.2006 N Ф04-6280/2006(26806-А46-15) по делу N 22-1468/04 Дело по иску о признании недействительным требования налогового органа об уплате налогов, пеней и штрафов передано на новое рассмотрение, при котором суду необходимо предложить сторонам представить дополнительные доказательства, обосновывающие размер начисленных пеней и штрафов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 октября 2006 года Дело N Ф04-6280/2006(26806-А46-15)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области на решение от 16.03.2006 Арбитражного суда Омской области и постановление апелляционной инстанции от 31.05.2006 по делу N 22-1468/04 по заявлению открытого акционерного общества Акционерная компания “Омскэнерго“ к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области при участии третьего лица - инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска о признании недействительным требования,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество Акционерная компания “Омскэнерго“ (далее -
ОАО АК “Омскэнерго“) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области (далее - налоговый орган) при участии третьего лица - инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска о признании недействительным требования от 20.10.2004 N 08-1 об уплате налогов, пени и штрафов по состоянию на 20.10.2004.

Впоследствии заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил предмет заявленных требований: просит суд признать недействительным оспариваемое требование только в части пени в размере 509127316 руб. 90 коп. и штрафов в размере 64262568 руб. В остальной части от заявленных требований ОАО АК “Омскэнерго“ отказалось.

Решением от 16.03.2006 Арбитражного суда Омской области заявленные требования удовлетворены, оспариваемое требование налогового органа признано недействительным в части уплаты пени в размере 509127316 руб. 90 коп. и штрафов в размере 64262568 руб., как не соответствующее действующему законодательству. В остальной части отказ от требований судом принят, производство прекращено.

Постановлением апелляционной инстанции от 31.05.2006 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговый орган и его представитель в судебном заседании просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с нарушением норм материального и процессуального права.

Считает, что с отменой решения от 28.09.2001 N 05/9731 о предоставлении права на реструктуризацию у ОАО АК “Омскэнерго“ изменилась и обязанность по уплате налогов: наступили новые сроки погашения оставшейся задолженности, изменилась сумма неуплаченных налогов. Указывает на то, что включение налоговой задолженности в график реструктуризации обезличило налоговые платежи, в связи с чем в требовании не может быть указана сумма недоимки, пени и штрафов с теми
сроками и периодом начисления, что существовали до принятия решения о реструктуризации.

Ссылаясь на Постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 “О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по пеням и штрафам перед федеральным бюджетом“, указывает на то, что сведения о суммах задолженности формируются на основании данных учета налогового органа. Поскольку суммы, указанные в заявлении налогоплательщика, соответствовали данным учета налогового органа, то оснований в возврате поданных документов у налогового органа не было.

Полагает, что сам факт отмены решения, предоставляющего право на реструктуризацию, говорит о том, что у налогоплательщика осталась задолженность по налогам, пени и штрафам.

Просит принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО АК “Омскэнерго“ и его представители в судебном заседании считают доводы жалобы несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, просят оставить их без изменения.

Отзыв на кассационную жалобу от третьего лица в суд не поступил.

Проверив законность и обоснованность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция считает судебные акты подлежащими отмене.

Как следует из материалов дела, 28.09.2001 на основании решения инспекции МНС Российской Федерации N 1 по Центральному административному округу г. Омска N 05/9731 ОАО АК “Омскэнерго“ было предоставлено право на реструктуризацию задолженности по налогам, сборам, а также по начисленным пеням и штрафным санкциям в общей сумме 1050200299 руб. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 “О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических
лиц по налогам и сборам, а также задолженности по пеням и штрафам перед федеральным бюджетом“. Данным решением налогоплательщику предписано обеспечить погашение имеющейся задолженности по обязательным платежам в соответствии с утвержденным графиком гашения задолженности; своевременно и в полном объеме перечислять текущие платежи; ежеквартально, не позднее 15 числа последнего месяца квартала, уплатить проценты за пользование бюджетными средствами. При несоблюдении указанных условий решение о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по налогам и сборам будет отменено.

19.10.2004 налоговым органом принято решение N 08-37/1 о прекращении действия решения инспекции МНС Российской Федерации N 1 по Центральному административному округу г. Омска от 28.09.2001 N 05/9731 о предоставлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам по федеральным налогам. Основанием для принятия указанного решения послужило то обстоятельство, что из данных лицевого счета налогоплательщика по состоянию на 01.10.2004 предприятие имеет задолженность по реструктурированным федеральным налогам с истекшим сроком уплаты по графику в сумме 23825819 руб.

20.10.2004 налоговым органом было выставлено требование N 08-1, в соответствии с которым ОАО АК “Омскэнерго“ предложено уплатить задолженность в неоплаченной части сумм, включенных в график реструктуризации по сроку уплаты на 20.10.2004 в общей сумме 840729690 руб. 70 коп., в том числе:

- по налогам - 267339805,8 руб.,

- по пени - 509127316,9 руб.,

- по штрафам - 64262568 руб.

ОАО АК “Омскэнерго“, считая требование от 20.10.2004 N 08-1 нарушающим его права и законные интересы, обжаловало указанный ненормативный акт в части начисленных пеней и штрафов в судебном порядке.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “28.01.2001“ имеется в виду “28.02.2001“.

Удовлетворяя требования заявителя, суд обеих
инстанций пришел к выводу о несоблюдении налоговым органом положений статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом пункта 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.01.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“, предъявляемых к оформлению требования об уплате налогов и пени. Кроме того, суд исходил из несоответствия сумм пени и штрафов, выставленных к уплате в оспариваемом требовании, фактическим налоговым обязательствам ОАО АК “Омскэнерго“ перед бюджетом.

Кассационная инстанция считает, что данный вывод суда сделан без полного и всестороннего исследования всех фактических обстоятельств дела и доводов сторон, исходя из следующего.

Указав на несоблюдение налогоплательщиком положений статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, предъявляемых к оформлению требования об уплате налогов и пени, арбитражный суд не учел, что оспариваемое требование выставлено налогоплательщику в связи с отменой решения инспекции МНС Российской Федерации N 1 по Центральному административному округу г. Омска от 28.09.2001 N 05/9731 о предоставлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам по федеральным налогам, и не дал оценки доводам налогового органа о неприменении указанной нормы, поскольку в данном случае подлежит применению Постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 “О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по пеням и штрафам перед федеральным бюджетом“.

В соответствии с пунктом 1 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, реструктурируемая задолженность по
налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам исчисляется по данным учета налоговых органов.

Выполняя определение арбитражного суда от 08.10.2005 (л.д. 15 т. 3), налоговым органом представлены в материалы дела расчеты сумм пеней за период с 1999 - 2001 гг., включенных в реструктурированную сумму, которым судом не дана оценка.

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что сведения о задолженности налогоплательщика по пеням и штрафам недостоверны, нельзя признать обоснованным.

Принимая решение, арбитражный суд исходил также из того, что по ранее рассмотренным делам были признаны недействительными требования об уплате налоговых обязательств, вошедших, по утверждению суда, в реструктурируемую задолженность.

Вместе с тем судом не дана надлежащая оценка тому обстоятельству, что налогоплательщик с заявлением о предоставлении права на реструктуризацию данной задолженности по налогам, пени и штрафам обратился 27.09.2001, то есть после принятия судами перечисленных в судебных актах решений (решение от 17.12.2000 по делу N К/У-221/01, решение от 11.07.2001 по делу N К/У-524/2000, решение от 23.05.2001 по делу N К/У-73, решение от 07.09.2001 по делу N К/У-286/01).

Обращаясь с заявлением о предоставлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности и задолженности по начисленным пеням и штрафам, налогоплательщик самостоятельно указал сумму, подлежащую реструктуризации, которая была основана на его данных. Решение о реструктуризации задолженности принято налоговым органом на основании поданного ОАО АК “Омскэнерго“ заявления по указанной, а следовательно, и признанной им сумме задолженности, пеням и штрафам.

Более того, из материалов дела усматривается, что сумму кредиторской задолженности, указанную в оспариваемом требовании, налогоплательщик продолжает платить в настоящее время, в связи с чем отказался от данной части заявленных требований, а также принимает меры для восстановления
права ОАО АК “Омскэнерго“ на реструктуризацию данной задолженности.

Данное обстоятельство подтверждено представителем ОАО АК “Омскэнерго“ в судебном заседании кассационной инстанции.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что судом в нарушение статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не принято мер к полному и всестороннему исследованию имеющихся в материалах дела доказательств, касающихся размера пеней и штрафа.

В соответствии с пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону возлагается на налоговый орган. Как указано выше, инспекцией в подтверждение размера предъявленных в оспариваемом требовании пеней и штрафов представлен в материалы дела расчет.

В случае несогласия с размером начисленных пеней и штрафов, включенных в требование N 08-1 от 20.10.2004, налогоплательщик в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих возражений, поэтому ОАО АК “Омскэнерго“ не лишено возможности представить свой расчет по размеру начисленных пени и штрафных санкций.

Арбитражный суд в соответствии с частью 2 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вправе предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства, необходимые для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела и принятия законного и обоснованного судебного акта.

Учитывая допущенные процессуальные нарушения, которые могли привести к принятию неправильного решения, неполное выяснение обстоятельств дела, имеющих значение для разрешения спора, кассационная инстанция считает судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.

При новом рассмотрении суду необходимо предложить сторонам представить дополнительные доказательства, обосновывающие размер начисленных пеней и штрафов, и разрешить спор в соответствии с требованиями
арбитражного процессуального законодательства с учетом изложенных указаний кассационной инстанции, а также распределить судебные расходы, в том числе и за рассмотрение кассационной жалобы.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 16.03.2006 Арбитражного суда Омской области и постановление апелляционной инстанции от 31.05.2006 по делу N 22-1468/04 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.