Решения и постановления судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.06.2006 N Ф04-3781/2006(23691-А75-34) по делу N А75-10703/05 В части, не урегулированной специальными актами в сфере обязательного медицинского страхования (ОМС), взыскание недоимок и пеней с плательщиков страховых взносов на ОМС неработающего населения должно производиться по правилам Налогового кодекса РФ на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов, в связи с чем органом Фонда ОМС пропущен срок для обращения в суд с иском о взыскании пеней по страховым взносам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 июня 2006 года Дело N Ф04-3781/2006(23691-А75-34)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Ханты-Мансийского окружного фонда обязательного медицинского страхования г. Ханты-Мансийск на постановление апелляционной инстанции от 30.03.2006 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-10703/05 по заявлению Ханты-Мансийского окружного фонда обязательного медицинского страхования г. Ханты-Мансийск к администрации муниципального образования Нефтеюганский район г. Нефтеюганск, Комитету финансов и казначейства администрации муниципального образования Нефтеюганский район о взыскании пеней,

УСТАНОВИЛ:

Ханты-Мансийский окружной фонд обязательного медицинского страхования г. Ханты-Мансийск (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением о взыскании с администрации муниципального
образования Нефтеюганский район г. Нефтеюганск в лице Комитета финансов и казначейства администрации муниципального образования Нефтеюганский район о взыскании пеней в размере 2299659 руб. за несвоевременное внесение платежей на обязательное медицинское страхование за неработающее население района.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 27.12.2005 требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 30.03.2006 решение от 27.12.2005 отменено в части взыскания пеней в сумме 1713681 руб., в указанной части принято новое решение об отказе в удовлетворении требования о взыскании пеней в указанной сумме. Взыскание остальной части пеней в сумме 518323 руб. произведено с Комитета по финансам и казначейства администрации муниципального образования Нефтеюганский район.

В кассационной жалобе Ханты-Мансийский окружной фонд обязательного медицинского страхования, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит постановление апелляционной инстанции в части отказа во взыскании пеней отменить, в данной части принять новое решение - удовлетворить заявленные требования. По мнению заявителя, Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1, не предоставляет территориальным фондам обязательного медицинского страхования полномочий налоговых органов при осуществлении взыскания обязательных платежей по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения, в связи с чем налоговое законодательство к данным правоотношениям неприменимо.

В нарушение статьи 279 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность постановления апелляционной инстанции в обжалуемой части, изучив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования в части взыскания пеней в сумме 1713368 руб., суд апелляционной инстанции исходил из того, что в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней с плательщиков взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производиться по правилам части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов.

Суд кассационной инстанции поддерживает данный вывод суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, по результатам проверки правильности, полноты и своевременности перечисления страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2001 по 31.12.2003 установлено, что администрацией муниципального образования Нефтеюганский район не полностью уплачены страховые взносы в фонд.

По результатам проверки составлен акт от 27.02.2004 N 2523, которым рекомендовано ответчику погасить начисленные пени, в том числе в обжалуемой части за 2001 год в сумме 1713681 руб. в десятидневный срок.

Поскольку пени добровольно не уплачены, заявитель 27.10.2005 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991
N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ страхователями при обязательном медицинском страховании для неработающего населения являются Советы министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления краев, областей, автономных округов и автономных областей, местная администрация.

В статье 19 Закона Российской Федерации от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ установлено, что страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 “О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год“ (далее - Положение).

Задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивается плательщиками в порядке, действующем до введения в действие части второй Кодекса.

Как следует из пунктов 7 и 11 Положения, органы местного самоуправления, осуществляющие соответствующие страховые платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения, рассматриваются законодательством в качестве плательщиков.

Согласно пункту 7 Положения по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и
взыскивается с начислением пеней. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов.

Пунктом 8 Положения установлено, что на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства.

Следовательно, в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производиться по правилам части первой Кодекса на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов.

Положением и иными специальными актами не установлен период, за который может производиться проверка уплаты страховых взносов, а также срок давности взыскания сумм недоимок и пеней, поэтому применению подлежат соответствующие нормы налогового законодательства.

Поскольку в акте проверки от 27.02.2004 указан срок уплаты пеней до 09.03.2004, а в арбитражный суд с настоящим заявлением фонд обратился 27.10.2005, суд апелляционной инстанции, исходя из установленных по делу обстоятельств и руководствуясь названными нормами права, а также пунктами 3, 10 статьи 48 Кодекса, пунктом 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“, правомерно отказал во взыскании пеней в сумме 1713681 руб., так как пропущен срок для обращения в суд за взысканием с ответчика пеней.

Выводы суда, содержащиеся в постановлении апелляционной инстанции, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для
их переоценки кассационная инстанция в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции от 30.03.2006 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-10703/05 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.