Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.05.2006 N Ф04-2727/2006(22425-А45-15) по делу N А45-27176/05-43/830 В направленном налогоплательщику требовании об уплате налога и пени должны быть указаны размер недоимки, дата, с которой начинают начисляться пени, и ставка пени, то есть данные, позволяющие убедиться в обоснованности начисления пеней.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 мая 2006 года Дело N Ф04-2727/2006(22425-А45-15)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Новосибирска на решение от 05.12.2005 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-27176/05-43/830 по заявлению открытого акционерного общества “Строймеханизация“ в лице Управления механизации N 2 к инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Новосибирска о признании недействительным требования,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Строймеханизация“ в лице Управления механизации N 2 (далее - ОАО “Строймеханизация“) обратилось в Арбитражный суд
Новосибирской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Новосибирска о признании недействительным требования N 29149.

Решением от 05.12.2005 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены со ссылкой на их правомерность.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялась.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда в связи с нарушением норм материального права. Считает, что оспариваемое требование соответствует требованиям статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации. Просит принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Отзыв на кассационную жалобу от ОАО “Строймеханизация“ в суд не поступил.

Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, в адрес ОАО “Строймеханизация“ налоговым органом направлено требование N 29149 об уплате по состоянию на 30.08.2005 пени по различным налогам, всего в общей сумме 36091 руб. 40 коп.

Установленный в требовании срок уплаты указанных сумм пени - до 15.09.2005.

Не согласившись с указанным требованием, ОАО “Строймеханизация“ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд исходил из несоответствия оспариваемого ненормативного акта налогового органа положениям статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд кассационной инстанции, поддерживая суд апелляционной инстанции, исходит из обстоятельств, установленных судом, и следующих норм материального права.

Согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Таким образом, требование налогового органа об уплате налога и пени
является актом индивидуального регулирования, а не уведомлением, носящим информационный характер. Следовательно, оно должно соответствовать пункту 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации и содержать необходимые сведения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Кроме того, из Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 следует, что в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней должны быть указаны размер недоимки, дата, с которой начинают начисляться пени, и ставка пеней, то есть данные, позволяющие убедиться в обоснованности начисления пеней.

Из материалов дела усматривается и не отрицается налоговым органом, что в выставленном налогоплательщику требовании от 30.08.2005 N 29149 указан только размер пени без указания размера недоимки.

В силу пункта 1 статьи 65 и пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на налоговый орган возложена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта (в данном случае требования) закону.

В нарушение указанных норм налоговым органом не представлены в материалы дела какие-либо доказательства, подтверждающие правомерность начисления пеней.

Поскольку данные, позволяющие убедиться в обоснованности начисления пеней, в материалах дела отсутствуют и налогоплательщик не имеет возможности проверить правильность начисления
пеней и обоснованность их размера, вывод суда о том, что налоговым органом не выполнены требования статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, следует признать правильным.

Нарушение требований статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации в данном случае нельзя признать формальным.

Доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, о соответствии оспариваемого требования положениям статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не принимает во внимание, поскольку они не подтверждены доказательствами и направлены на переоценку обстоятельств дела, правильно установленных судом, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым.

Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 05.12.2005 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-27176/05-43/830 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.