Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.05.2006 N Ф04-4370/2005(21964-А27-34) по делу N А27-9399/2005-2 Дело направлено на новое рассмотрение в части признания незаконным решения налогового органа в части доначисления налогоплательщику единого социального налога (ЕСН) в установленном размере, соответствующих пеней и штрафа, при котором арбитражному суду необходимо выяснить, подлежат ли отнесению к расходам, на которые уменьшается налогооблагаемая база при исчислении налога на прибыль, расходы по оплате командировочных расходов, расходов на оплату труда, оплата проезда работникам к месту отдыха и обратно.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 мая 2006 года Дело N Ф04-4370/2005(21964-А27-34)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании при участии представителей кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области на решение от 08.11.2005 и постановление апелляционной инстанции от 11.01.2006 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9399/2005-2 по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Кузбасская региональная компания по реализации газа“ к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Кузбасская региональная компания по реализации газа“ (далее -
Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 22.03.2005 N 75 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления единого социального налога в сумме 2042603,01 руб., пени за несвоевременную уплату единого социального налога - 621776,96 руб. и штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации - 408520,55 руб.

Решением арбитражного суда от 08.11.2005 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 11.01.2006 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение и постановление отменить, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований налогоплательщика. Указывает на обязанность Общества исчислить и уплатить единый социальный налог со страховых взносов, уплачиваемых по коллективным договорам добровольного медицинского страхования, а также с суммы страховых взносов по договору негосударственного пенсионного страхования. Полагает, что командировочные расходы, доплаты за совмещение работы в Совете директоров, выплаты, сохраняемые за работником на время основного отпуска, премий, вознаграждений, а также оплата проезда к месту проведения отпуска и обратно, выплаты работникам, не состоящим в штате налогоплательщика-организации, за выполненные работы по гражданско-правовым договорам в силу положений статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации относятся к расходам на оплату труда и уменьшают налогооблагаемую прибыль, следовательно, указанные расходы подлежат включению в налогооблагаемую базу по единому социальному налогу.

Общество с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в отзыве.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей Общества и Инспекции, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, считает, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене в части доначисления единого социального налога в сумме 1243455 руб., соответствующих пеней и штрафа.

Как следует из материалов дела, налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки Общества принято решение от 22.03.2005 N 75, которым доначислен единый социальный налог в сумме 2042603,01 руб., пени за его несвоевременную уплату в размере 621776,96 руб., штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации - 408520,55 руб.

Единый социальный налог был доначислен на суммы выплат по договорам добровольного страхования работников налогоплательщика и негосударственного пенсионного страхования работников, а также на суммы выплаченных командировочных расходов, доплат за совмещение работы в Совете директоров, расходов на оплату труда, сохраняемую за работниками на время основного отпуска, на суммы премий и вознаграждений, а также оплаты проезда к месту проведения отпуска и обратно, выплат работникам, не состоящим в штате налогоплательщика-организации, за выполненные работы по гражданско-правовым договорам.

Общество, считая решение налогового органа незаконным в части произведенных доначислений по единому социальному налогу, обратилось с настоящим заявлением в суд.

Судебные инстанции, согласившись с доводами налогоплательщика, пришли к выводу о том, что исходя из положений статей 236, 238 Налогового кодекса Российской Федерации у Общества отсутствовала обязанность по исчислению и уплате единого социального налога на суммы вышеуказанных выплат.

Понятие объектов налогообложения по единому социальному налогу дано в пункте 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база по единому социальному налогу определяется по правилам, установленным в
абзаце 2 пункта 1 статьи 237 Кодекса, в соответствии с которым учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 Кодекса) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товара (работ, услуг), имущественных или иных прав, предназначенных для физического лица работника или членов его семьи, в том числе оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 238 Кодекса не подлежат налогообложению суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Судом установлено, что предметом договора комплексного медицинского страхования работающих граждан N РА03КО4232 от 24.12.2002 является добровольное медицинское страхование работников Общества, при котором страховщик принимает на себя организацию и финансирование (оплату медицинских и иных услуг в пределах страховой суммы по договору) предоставления гражданам, включенным страхователем в списки, медицинских и иных услуг определенного перечня и качества в объеме Программы добровольного медицинского страхования. Согласно пункту 6.2 договора срок страхования составляет 12 месяцев не менее одного года.

Таким образом, налогоплательщиком обоснованно не были учтены выплаты по договорам страхования, отвечающим критериям, указанным в подпункте 7 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 237
Налогового кодекса Российской Федерации плательщики единого социального налога определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом, то есть момент возникновения налоговой базы по данному налогу связан с датой определения дохода или иной материальной выгоды в отношении каждого физического лица - работника организации-налогоплательщика, указанная выплата должна носить строго персонифицированный характер.

Из пунктов 5.3.3, 5.3.4 договора о негосударственном пенсионном обеспечении от 23.04.2001 N 1/01 следует, что негосударственный Пенсионный фонд после поступления пенсионных взносов отражает их на солидарном счете вкладчика, а впоследствии по указанию вкладчика открывает пенсионный счет на имя конкретного физического лица. До момента зачисления средств на пенсионные счета физических лиц, открытые по указанию ООО “Кузбассрегионгаз“, все поступившие от налогоплательщика взносы учитываются на консолидированном счете общества, без указания суммы по каждому физическому лицу.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции полагает неправомерными доводы налогового органа об обязанности налогоплательщика исчислить и уплатить единый социальный налог с суммы взносов, перечисленных им по названному договору до момента зачисления средств на пенсионные счета, открытые на имя каждого физического лица - работника общества.

Вместе с тем суд кассационной инстанции не может согласиться с выводом суда первой и апелляционной инстанции в отношении доначисления единого социального налога на сумму выплаченных налогоплательщиком командировочных расходов, доплат за совмещение работы в Совете директоров, выплат, сохраняемых за работником на время отпуска, премий, вознаграждений, а также оплаты проезда к месту проведения отпуска и обратно, выплат работникам, не состоящим в штате налогоплательщика-организации, за выполненные работы по гражданско-правовым договорам.

Пунктом 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации определен объект налогообложения по
единому социальному налогу для налогоплательщиков-организаций, в состав которого включены все выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Согласно пункту 3 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации выплаты и вознаграждения вне зависимости от формы, в которой они производятся, указанные в пункте 1 данной статьи, не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогам на прибыль организации в текущем отчетном (налоговом) периоде.

В соответствии с пунктом 49 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются иные расходы, не соответствующие критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статьей 255 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) иной натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Между тем в нарушение пункта 1 статьи 162, части 4 статьи 170, пункта 1 статьи 268, части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом при рассмотрении дела не исследовано и не отражено в судебных актах, подлежат ли в силу требований налогового законодательства отнесению к расходам, на которые уменьшается налогооблагаемая база при исчислении налога на прибыль, осуществленные налогоплательщиком расходы по
оплате командировочных расходов, доплат за совмещение работы в Совете директоров, расходов на оплату труда, сохраняемую за работниками на время основного отпуска, на суммы премий и вознаграждений, а также оплаты проезда к месту проведения отпуска и обратно, выплат работникам, не состоящим в штате налогоплательщика-организации, за выполненные работы по гражданско-правовым договорам.

Указанные обстоятельства имеют значение для правильного разрешения данного спора.

Таким образом, судебные акты в данной части, принятые по неполно исследованным обстоятельствам дела, не могут быть признаны законными, в связи с чем подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение, при котором следует устранить указанное нарушение и рассмотреть спор с учетом норм действующего законодательства, а также распределить судебные расходы, в том числе государственную пошлину.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктами 1, 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 08.11.2005 и постановление апелляционной инстанции от 11.01.2006 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9399/2005-2 о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области от 22.03.2005 N 75 в части доначисления единого социального налога в сумме 1243455 руб., соответствующих пеней и штрафа отменить. В данной части дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.

В остальной части решение от 08.11.2005 и постановление апелляционной инстанции от 11.01.2006 по делу N А27-9399/2005-2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.