Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.03.2006 N Ф04-899/2006(20311-А81-2) по делу N А81-2463/05 Дело по заявлению о взыскании налоговых санкций направлено на новое рассмотрение, поскольку у арбитражного суда не было оснований для отказа налоговому органу в удовлетворении указанных требований со ссылкой на нормы Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 марта 2006 года Дело N Ф04-899/2006(20311-А81-2)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Муравленко на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.10.2005 по делу N А81-2463/05 по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Муравленко к муниципальному унитарному предприятию “Межотраслевое территориальное объединение жилищно-коммунального хозяйства“ о взыскании 823647,60 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Муравленко (далее - налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к муниципальному унитарному предприятию “Межотраслевое территориальное объединение жилищно-коммунального хозяйства“ (далее - предприятие) о
взыскании налоговых санкций в размере 823647,6 рубля.

Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.10.2005 в удовлетворении требования отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Муравленко просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом законодательства о налогах и сборах и Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“.

В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Отзыв на жалобу не представлен.

Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения суда, изучив доводы жалобы, заслушав представителя налогового органа, кассационная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

Из материалов дела следует, что по результатам налоговой проверки деятельности муниципального унитарного предприятия “Межотраслевое территориальное объединение жилищно-коммунального хозяйства“ налоговый орган решением от 27.12.2004 N 42 привлек предприятие к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 823647,6 руб. на основании пункта 1 статьи 122, статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с неисполнением требования об уплате налоговых санкций в установленный срок в добровольном порядке, налоговый орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении требования о взыскании санкций, суд первой инстанции, установив, что указанное решение принято после признания предприятия банкротом на основании решения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.12.2003, то есть в ходе конкурсного производства, пришел к выводу, что в соответствии с требованиями статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ отсутствуют правовые основания для начисления штрафов.

Данный вывод суда является ошибочным.

Согласно статье 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ все требования
кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 127-ФЗ под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.

К обязательным платежам статья 2 Федерального закона N 127-ФЗ относит налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджеты соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.

При этом налоговая санкция в соответствии со статьей 114 Налогового кодекса Российской Федерации является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения и не может быть отнесена ни к денежным, ни к обязательным платежам.

Налоговые санкции не относятся и к текущим коммунальным, и к эксплуатационным платежам, предусмотренным статьей 134 Федерального закон N 127-ФЗ, которые покрываются вне очереди.

Согласно пункту 7 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая санкция может взыскиваться с налогоплательщика только в судебном порядке, что означает необходимость подтверждения в судебном порядке факта совершения налогового правонарушения, вины налогоплательщика, а также отсутствия обстоятельств, освобождающих его от ответственности, как обязательных условий привлечения к ответственности.

Поэтому рассмотрение требований о взыскании сумм налоговых санкций в порядке, установленном статьями 71, 100 Закона о банкротстве, допустимо только при наличии вступившего в законную силу решения суда об
их принудительном взыскании, вынесенного в соответствии с требованиями главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Такое решение будет являться основанием для включения взыскиваемой суммы штрафа в реестр требований кредиторов должника.

На основании изложенного кассационная инстанция приходит к выводу, что у арбитражного суда не было оснований для отказа налоговому органу в удовлетворении заявленных требований со ссылкой на статью 126 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“.

Учитывая, что размер штрафа и обоснованность его взыскания не были предметом судебного разбирательства, решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, при котором суду необходимо рассмотреть спор по существу в соответствии с нормами действующего законодательства и с учетом указанных замечаний, а также распределить расходы по государственной пошлине, в том числе и за рассмотрение кассационной жалобы.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.10.2005 по делу N А81-2463/05 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.