Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.02.2006 N Ф04-603/2006(19979-А27-33) Арбитражный суд пришел к правомерному выводу о необоснованности доначисления налоговым органом налогоплательщику транспортного налога, поскольку используемые им транспортные средства не участвуют в дорожном движении по дорогам общего пользования.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 февраля 2006 года Дело N Ф04-603/2006(19979-А27-33)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области, г. Прокопьевск, на решение от 18.08.2005 и постановление апелляционной инстанции от 27.10.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-19324/05-6,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Разрез Прокопьевский“ (далее - ООО “Разрез “Прокопьевский“, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области (далее
- налоговая инспекция) от 19.05.2005 N 662 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому обществу доначислен к уплате в бюджет транспортный налог в размере 100563 руб.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 18.08.2005, оставленным постановлением апелляционной инстанции от 27.10.2005 без изменения, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом, просит состоявшиеся по делу решение и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований.

Отзыв на кассационную жалобу до начала слушания дела не поступил.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Из материалов дела следует, что по результатам камеральной проверки налоговой декларации по транспортному налогу за 2004 год налоговой инспекцией с учетом имеющейся переплаты указанного налога вынесено решение от 19.05.2005 N 662, согласно которому обществу дополнительно по итогам налогового периода начислен к уплате в бюджет транспортный налог в сумме 100563 руб.

Основанием к доначислению налога послужило неверное, по мнению налоговой инспекции, применение обществом налоговых ставок в размере 7,5 руб. по транспортным средствам марки “БелАЗ“, относящихся к категории “грузовые автомобили“ мощностью свыше 250 лошадиных сил.

ООО Разрез “Прокопьевский“, считая, что действия налоговой инспекции нарушают его права как налогоплательщика, обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения вынесенные по делу судебные акты, исходит из установленных
материалами дела обстоятельств и следующих норм материального права.

Согласно нормам главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства (пункт 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, из приведенных норм права следует, что ставка транспортного налога зависит от типа транспортного средства и мощности установленного на нем двигателя.

Транспортный налог на территории Кемеровской области установлен и введен в действие Законом Кемеровской области N 95-ОЗ от 28.11.2002 “О транспортном налоге“.

Из материалов дела следует, что общество, являющееся владельцем самосвалов БелАЗ, при исчислении суммы налога применило ставку налога в размере 7,5 руб. за одну лошадиную силу мощности двигателя по категории “других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу“, полагая, что самосвалы марки БелАЗ не
могут быть отнесены к категории “грузовых автомобилей“, для которых установлена ставка налога в размере 51 руб. за одну лошадиную силу мощности двигателя, на применении которой настаивает налоговая инспекция.

В соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения транспортным налогом признаются, в том числе, автомобили, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По смыслу данной статьи регистрация транспортного средства в установленном законодательством Российской Федерации порядке является обязательным условием установления наличия объекта налогообложения.

Арбитражным судом правильно установлено, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 938 от 12.08.1994 “О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации“ регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения ГИБДД и органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (органы гостехнадзора).

При этом подразделения ГИБДД осуществляют регистрацию автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования. Органы гостехнадзора производят регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км. в час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Официальное утверждение по типу конструкции (по одобрению типа) транспортного средства проводится в соответствии с процедурами, предусмотренными Женевским Соглашением 1958 года, участницей которого является Российская Федерация. В случаях, не предусмотренных указанным Соглашением или иными международными соглашениями, договаривающейся стороной которых является Российская Федерация, работы проводятся
в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с определением, данным руководством по эксплуатации, ОСТ 37.001.490-90, а также Межгосударственным стандартом, самосвал карьерный - самоходная колесная машина с открытой саморазгружающейся платформой, загружаемая внешними средствами, предназначенная для транспортирования вскрышных пород и полезных ископаемых на открытых горных разработках, а также грунта на строительстве, эксплуатирующаяся вне автомобильных дорог общего пользования.

Приведенный судом ОСТ 37.001.490-90 согласуется с ГОСТом 30537-97 “Самосвалы карьерные. Общие технические условия“, согласно которому карьерный самосвал “БелАЗ“ является самоходной карьерной машиной, эксплуатирующейся вне автомобильных дорог общего пользования.

Инструкция по эксплуатации карьерного самосвала марки БелАЗ, ГОСТ 30537-97 и ОСТ 37.001.490-90, устанавливающий требования к карьерным самосвалам, обязательны для выполнения предприятиями-разработчиками и предприятиями-изготовителями, а также предприятиями, эксплуатирующими самосвалы, независимо от их ведомственной подчиненности.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что имеющиеся у общества “БелАЗы“ используются на внутрикарьерных работах и не участвуют в дорожном движении по дорогам общего пользования.

Тип транспортного средства определяется в паспорте транспортного средства (ПТС). Карьерные самосвалы БелАЗ регистрируются органами гостехнадзора с выдачей паспорта самоходной машины. Данные выводы суда согласуются с действующими нормами права, регулирующими вопросы регистрации транспортных средств.

Так, в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18.05.93 N 477 “О введении паспортов транспортных средств“ (с изменениями от 07.12.1996, 31.07.1998) (далее - Постановление N 477) паспорт транспортного средства представляет собой документ, действующий на всей территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации и участию в дорожном движении.

Согласно Постановлению Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 N 19 “О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов“ паспорт транспортного средства - это документ, действующий на
территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, а также в целях борьбы с их хищениями, обеспечения защиты прав потребителей. Паспорт транспортного средства в том числе подтверждает наличие “одобрения типа транспортного средства“.

Под типом транспортного средства понимаются транспортные средства, характеризующиеся совокупностью одинаковых конструктивных признаков, зафиксированных в технических описаниях.

Согласно Постановлению N 477 Министерству внутренних дел Российской Федерации совместно с Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации поручено в срок до 01.06.1993 разработать и утвердить Положение о паспорте транспортного средства и его образец.

Приказом МВД РФ, ГТК РФ, Госстандарта РФ от 30.06.1997 N 399/388/195 “О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1445“ утверждено Положение о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств.

Суд, исследовав в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, установил, что на транспортные средства, являющиеся объектом обложения транспортным налогом, имеются паспорта самоходных машин, выданные Управлением инспекции гостехнадзора по Прокопьевскому району Кемеровской области, где БелАЗы зарегистрированы в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 938 от 12.08.1994 как внедорожные и самосвалы.

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что исходя из правовой природы транспортного налога как налога, установленного для образования финансовых ресурсов для содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог), автотранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования (в том числе карьерные самосвалы - БелАЗ), относятся к объекту налогообложения по транспортному налогу - “другие самоходные транспортные средства“, который в соответствии с пунктом 2 Закона Кемеровской
области N 95-ОЗ от 28.11.2002 “О транспортном налоге“ подлежит исчислению по налоговой ставке 7,5 руб. с каждой лошадиной силы мощности двигателя транспортного средства.

Следовательно, вывод арбитражного суда о необоснованности доначисления налоговым органом ООО Разрез “Прокопьевский“ транспортного налога соответствует достоверно установленным обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.

Доводы кассационной жалобы отклоняются, как основанные на неверном толковании норм права.

При таких обстоятельствах оснований для отмены вынесенных по делу судебных актов не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 18.08.2005 и постановление апелляционной инстанции от 27.10.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-19324/05-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.