Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.01.2006 N Ф04-9637/2005(18657-А46-23) Поскольку занижение налогоплательщиком налогооблагаемой базы по единому социальному налогу (ЕСН) выразилось в неполной уплате начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то привлечение к ответственности в виде штрафа, предложение уплатить санкции, единый социальный налог (ЕСН) и пени неправомерно.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 января 2006 года Дело N Ф04-9637/2005(18657-А46-23)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу г. Омска на решение от 08.07.2005 Арбитражного суда Омской области и постановление апелляционной инстанции от 28.09.2005 по делу N 11-1316/04 по заявлению открытого акционерного общества “Акционерная компания энергетики и электрификации “Омскэнерго“ к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Центральному административному округу г. Омска о признании недействительным решения,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Акционерная компания энергетики и электрификации “Омскэнерго“ (далее - ОАО “Омскэнерго“) обратилось в Арбитражный
суд Омской области с заявлением к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Центральному административному округу г. Омска, реорганизованной в инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу г. Омска (далее - инспекция), о признании недействительным решения N 13-19/11427 от 17.08.2004.

До принятия судом решения ОАО “Омскэнерго“ уточнило требования, просило признать решение инспекции N 13-19/11427 от 17.08.2004 недействительным в части начисления единого социального налога в сумме 5673304 руб. 13 коп., пени в сумме 1298102 руб. 18 коп. и штрафа в сумме 1134660 руб. 83 коп., примененного на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением суда первой инстанции от 08.07.2005 требования ОАО “Омскэнерго“ удовлетворены, оспариваемый ненормативный акт налогового органа признан недействительным в части начисления единого социального налога в сумме 5673304 руб. 13 коп. и пени в сумме 1298102 руб. 18 коп.

Постановлением апелляционной инстанции от 28.09.2005 судебный акт первой инстанции изменен, решение инспекции N 13-19/11427 от 17.08.2004 признано недействительным в части привлечения ОАО “Омскэнерго“ к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 1134660 руб. 83 коп., предложения уплатить указанные налоговые санкции, а также единый социальный налог в сумме 2800000 руб. и пени за его несвоевременную уплату в сумме 2592 руб. 71 коп.

В удовлетворении остальной части требований ОАО “Омскэнерго“ отказано.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты в части отказа в привлечении ОАО “Омскэнерго“ к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Инспекция указывает на то обстоятельство, что в судебном заседании арбитражным судом установлено
занижение ОАО “Омскэнерго“ единого социального налога на сумму 2873304 руб. 13 коп.

По мнению налогового органа, ОАО “Омскэнерго“ в нарушение пункта 2, абзаца 4 пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 9 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ занижена сумма авансовых платежей по единому социальному налогу за 2002 год в сумме 5673304 руб. 13 коп.

На этом основании инспекция считает, что ОАО “Омскэнерго“ правомерно привлечено к налоговой ответственности за неуплату единого социального налога за 2002 год, поскольку при исчислении налогооблагаемой базы по указанному налогу применило налоговый вычет на сумму начисленных, но фактически не уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за этот же период.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО “Омскэнерго“, соглашаясь с выводами арбитражного суда, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, инспекцией по результатам выездной налоговой проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налоговых платежей, в том числе единого социального налога за период с 01.01.2002 по 31.12.2002, составлен акт N 13-09/83 ДСП от 30.06.2004 и принято решение N 13-19/11427 от 17.08.2004 о привлечении ОАО “Омскэнерго“ к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 1134660 руб. 83 коп.

Основанием для принятия решения в указанной части послужил вывод налогового органа о занижении ОАО
“Омскэнерго“ налогооблагаемой базы по единому социальному налогу за 2002 год, которое допущено в результате неправомерного применения налогового вычета на сумму начисленных, но неуплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за тот же период.

Принимая решение об удовлетворении требований ОАО “Омскэнерго“, суд первой инстанции сделал вывод о признании недействительным оспариваемого решения налогового органа в части начисления единого социального налога в сумме 5673304 руб. 13 коп. и пени в сумме 1298102 руб. 18 коп.

Изменяя судебный акт первой инстанции, апелляционная инстанция обоснованно указала на неправомерное привлечение ОАО “Омскэнерго“ к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 1134660 руб. 83 коп.

Согласно пункту 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“. При этом сумма налогового вычета, то есть сумма начисленных страховых взносов, не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

Из содержания абзаца четвертого пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего
за отчетным (налоговым) периодом, в котором произошло такое занижение.

Нормами статьи 106 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что под налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).

Статья 109 Кодекса предусматривает, что налогоплательщик может быть привлечен к ответственности лишь при наличии события налогового правонарушения и вины, обязанность доказывания которой возложена на налоговый орган.

Доказательств неправомерности применения вычетов в сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование налоговым органом не представлено.

Занижение суммы единого социального налога произошло не в результате указанных в статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации действий (бездействия), а в связи с образовавшейся у ОАО “Омскэнерго“ задолженностью по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, ответственность за неполную уплату которых предусмотрена пунктом 2 статьи 27 Закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“.

Следовательно, занижение налогооблагаемой базы по единому социальному налогу, которое выразилось в неполной уплате начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не образует состава налогового правонарушения, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов в обжалуемой инспекцией части и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 08.07.2005 и постановление апелляционной инстанции
от 28.09.2005 Арбитражного суда Омской области по делу N 11-1316/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.