Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.12.2006, 25.12.2006 по делу N А40-10941/06-126-81 Заявление о признании незаконным решения налогового органа в части отказа в применении налоговой ставки 0 процентов к стоимости услуг по перевозке экспортируемых грузов, доначисления НДС со стоимости этих услуг по налоговой ставке 18 процентов, пени и штрафа за его неуплату удовлетворено, поскольку судом установлено, что на экспортных ГТД имеются предусмотренные пп. 3 п. 4 ст. 165 НК РФ отметки пограничных таможенных органов.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

18 декабря 2006 г. Дело N А40-10941/06-126-8125 декабря 2006 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть решения в порядке ст. 176 АПК Российской Федерации объявлена 18.12.06.

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Б., при ведении протокола судебного заседания судьей, при участии представителей заявителя и инспекции К., Д., рассмотрев в судебном заседании суда первой инстанции дело по заявлению ОАО “Интертрансэкспедиция“ к инспекции ФНС России N 23 по г. Москве об оспаривании ненормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

в рамках дела об оспаривании ненормативного правового акта заявитель просит суд признать недействительным решение инспекции от 22.11.2005 N 145, принятое по результатам камеральной налоговой проверки декларации по
НДС по налоговой ставке 0% за июль 2005 года, считая, что оно не соответствует закону - гл. 21 НК Российской Федерации, поскольку вместе с налоговой декларацией заявитель представил налоговому органу комплект документов по перечню, установленному п. 4 ст. 165 Кодекса, все отметки таможенных органов, предусмотренные ст. 165 Кодекса, на ГТД и международных товарно-транспортных накладных имеются, в частности, на всех ГТД имеются отметки таможен назначения (внутренних таможен) о разрешении выпуска на территории Российской Федерации товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации по этим ГТД. Одновременно заявитель просит суд обязать инспекцию принять решение о возмещении НДС в сумме 214482 руб. 19 коп.

Инспекция против требований возразила по основаниям оспариваемого решения, в частности, сослалась на то, что на импортных ГТД не имеется отметок пограничных таможенных органов о ввозе товара по этим ГТД на таможенную территорию Российской Федерации.

Исследовав письменные доказательства, заслушав объяснения представителей заявителя и инспекции, суд установил, что 22.08.2005 заявитель представил налоговому органу декларацию по НДС по налоговой ставке 0% за июль 2005 года (т. 1 л.д. 24 - 37), в которой по строкам 010, 050 и 160 показана стоимость реализованных работ (услуг) в размере 4885968 руб., а по строкам 200 и 410 - НДС в сумме 217620 руб., предъявленной заявителю и уплаченной им при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при реализации работ (услуг), облагаемых по налоговой ставке 0%.

Одновременно заявителем представлен комплект документов по ст. 165 НК Российской Федерации, о чем свидетельствуют реестры документов, прилагаемых к налоговой декларации, с отметками инспекции о получении (т. 1 л.д. 38 - 42).

По результатам проверки декларации и документов
принято решение от 22.11.2005 N 145 (т. 1 л.д. 43 - 49), в котором инспекция не подтвердила обоснованность применения заявителем налоговой ставки 0% к стоимости работ (услуг) в размере 4759664 руб. 34 коп., отказалась возместить НДС в сумме 214482 руб. 19 коп., доначислила заявителю НДС со стоимости работ (услуг) по налоговой ставке 18% и привлекла заявителя к налоговой ответственности за неуплату налога в виде штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК Российской Федерации.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 164 НК Российской Федерации работы (услуги) по транспортировке, погрузке, перегрузке экспортируемого из России и импортируемого в Россию товара, оказанные российским перевозчиком, облагаются налогом по ставке 0%. Для обоснования права на применение налоговой ставки 0% по таким работам (услугам) налоговому органу представляется отдельная налоговая декларация, указанная в п. 6 ст. 164, и комплект документов по перечню, установленному в ст. 165 Кодекса.

В соответствии с п. 4 ст. 165 Кодекса к таким документам относятся:

1) контракт (копия контракта) заявителя с иностранным или российским лицом на оказание услуг;

2) выписка банка о зачислении от иностранного или российского лица - покупателя услуг средств в оплату услуг на счет заявителя;

3) ГТД (копия ГТД) с отметками российского таможенного органа, выпустившего товар в таможенном режиме экспорта или транзита, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории России (ввезен на таможенную территорию России);

4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории России (ввоз товаров на таможенную территорию России).

Комплект документов по перечню, установленному п. 4 ст. 165 НК Российской Федерации, в
том числе копии договоров заявителя с фирмами “Flitton Cervices Ltd“ от 01.03.2002 N RUS-001, “Perfection Trade Ltd“ от 01.07.2004 N 04/07-15, ООО “Корс“ от 15.02.2005 N 150205, ЗАО “Совавто-экспедитор“ от 15.03.2005 N 217, ООО “Политерм“ от 01.06.2005 N 17/П, ООО “Р-ВЭЙ“ от 19.11.2004 N 37/П, ООО “АГРОШПЕД“ от 01.02.99 N 235/8, заявок на перевозку, счетов-фактур, ГТД, международных товарно-транспортных накладных, счетов-инвойсов, банковских выписок и др., имеется в деле и представлялся инспекции вместе с отдельной налоговой декларацией за июль 2005 года (т. 1 л.д. 50 - 55, 67 - 149, т. 2 л.д. 1 - 146, т. 3 л.д. 1 - 145, т. 4 л.д. 1 - 150, т. 5 л.д. 1 - 98). В деле, кроме того, имеется расчет НДС в сумме, заявленной в строке 410 отдельной налоговой декларации, с указанием наименований контрагентов, реквизитов счетов-фактур, п/поручений, сумм НДС, отнесенного в дебет счета 68 (т. 5 л.д. 109 - 111, т. 6 л.д. 30 - 34, 116 - 119, т. 7 л.д. 25 - 29, 95 - 98), сведения о распределении сумм “входного“ НДС применительно к операциям, облагаемым по налоговой ставке 0%, и операциям, облагаемым по налоговой ставке 18% (т. 5 л.д. 112 - 127), копии счетов-фактур и п/поручений (т. 5 л.д. 128 - 150, т. 6 л.д. 1 - 29, 35 - 115, 120 - 150, т. 7 л.д. 1 - 24, 30 - 94, 99 - 150, т. 8 л.д. 1 - 66).

В ходе нового рассмотрения дела на основании исследования судом дополнительно представленных инспекцией на обозрение в судебном заседании доказательств
(копий ГТД, представленных заявителем инспекции) судом установлено, что на экспортных ГТД имеются предусмотренные пп. 3 п. 4 ст. 165 Кодекса отметки пограничных таможенных органов, в связи с чем оспариваемое решение инспекции в части отказа в применении налоговой ставки 0% к стоимости услуг по перевозке экспортируемых грузов не соответствует закону.

Вместе с тем суд считает, что решение инспекции в части отказа в применении заявителем налоговой ставки 0% к стоимости услуг по перевозке импортируемых грузов соответствует закону, поскольку в нарушение пп. 3 п. 4 ст. 165 Кодекса на импортных ГТД необходимых отметок пограничных таможенных органов не имеется.

Пп. 3 п. 4 ст. 165 Кодекса возлагает на российского перевозчика обязанность вместе с отдельной налоговой декларацией представить ГТД (ее копию) с отметками пограничного таможенного органа, через который товар ввезен на таможенную территорию Российской Федерации. Из материалов дела следует, что заявитель занимался перевозкой экспортируемых в Россию и импортируемых из России товаров не только через Республику Беларусь, на границе с которой таможенный контроль отменен, но и через Выборгскую, Себежскую, Сортавальскую и Брянскую таможни (т. 1 л.д. 99 - 100, 103 - 105, 108 - 110, 113 - 118, 121 - 122, 125 - 126, 133 - 134, т. 2 л.д. 2 - 7, 14 - 19, 22 - 65, 68 - 69, 72 - 76, 79 - 81, 84 - 86, 89 - 92, 112 - 114, 117 - 118, 121 - 123, 126 - 129, 132 - 135, 138 - 140, т. 3 л.д. 2 - 4, 33 - 36, 39 - 40, 43 - 46, 49
- 52, 55 - 57, 60 - 63, 66 - 105, 116 - 120, 123 - 125, 128 - 130, 133 - 137, 140 - 144, т. 4 л.д. 2 - 6, 9 - 13, 16 - 20, 23 - 27, 30 - 34, 37 - 39, 42 - 45, 48 - 50, 62 - 64, 67 - 69, 79 - 103, 106 - 109, 115 - 117, 120 - 123, 126 - 128, 136 - 137, 140 - 141, 144 - 146, т. 5 л.д. 13 - 14, 17 - 19, 22 - 24, 42 - 44, 47 - 50, 53 - 56, 59 - 60), однако на копиях ГТД (накладных), представленных заявителем налоговому органу вместе с налоговой декларацией, отметок этих таможен, предусмотренных приказом ГТК России от 21.07.2003 N 806, не имеется.

На копиях ГТД, представленных заявителем налоговому органу, имелись отметки внутренних таможен (таможен назначения), в которых производилось декларирование ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации товара, с отметками этих таможен “Выпуск разрешен“, в то время как закон требует представления налоговому органу копий ГТД с отметками пограничной таможни (таможни отправления), через которую товар ввозился на таможенную территорию Российской Федерации, с отметками о ввозе товара.

Порядок проставления таких отметок установлен Инструкцией о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации), утв. приказом ГТК России от 21.07.2003 N 806.

В соответствии с разделом IV Инструкции российский перевозчик вправе обратиться в пограничную таможню - таможню, в регионе деятельности которой располагается пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации,
с заявлением, к которому, в частности, прилагаются экземпляр таможенной декларации или ее копия, заверенная в установленном порядке (пп. “б“ п. 30), экземпляр документа контроля за доставкой товара, на основании которого товар доставлялся до таможенного органа, производившего таможенное оформление ввезенного товара (если декларирование товара производилось не в месте ввоза на таможенную территорию Российской Федерации и товар доставлялся под таможенным контролем (пп. “в“ п. 30), экземпляр транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа (или его копия), на основании которого товар перевозился через таможенную границу Российской Федерации (пп. “д“ п. 30).

После проверки факта ввоза товара уполномоченное должностное лицо таможенного органа пограничной таможни на оборотной стороне первого листа таможенной декларации (копии) или документа контроля за доставкой товара (копии), транспортного или товаросопроводительного документа (копии) делает отметку “Ввоз подтвержден“, после чего направляются заявителю не позднее 20 дней со дня регистрации заявления.

Таким образом, цель проверки, регламентированной разделом IV Инструкции, утв. приказом ГТК России от 21.07.2003 N 806, состоит в сопоставлении пограничной таможней (таможней отправления) сведений, указанных в ГТД, оформленной в соответствии со ст. 129 Таможенного кодекса Российской Федерации во внутренней таможне (таможне назначения), со сведениями, указанными в документах, представленных перевозчиком в соответствии со ст. ст. 72 - 73 Таможенного кодекса Российской Федерации пограничной таможне (таможне отправления) при прибытии товара на таможенную территорию Российской Федерации, для установления того обстоятельства, что в ГТД задекларирован именно тот товар, что ввезен на таможенную территорию Российской Федерации через указанную пограничную таможню.

Копии ГТД с отметками внутренней таможни (таможни назначения) “Выпуск разрешен“ свидетельствуют о принятии указанной таможней решения о выпуске товаров в свободное обращение и
без проверки, предусмотренной разделом IV Инструкции, утв. приказом ГТК России от 21.07.2003 N 806, не являются доказательством того, что такое решение принято в отношении товара, ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации через пограничную таможню, указанную в графе 29 ГТД (за исключением случаев, когда ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации производился из Республики Беларусь).

В ходе судебного разбирательства инспекция доказала наличие данного обстоятельства, явившегося основанием для принятия оспариваемого решения, а именно непредставление заявителем копий импортных ГТД с отметками Выборгской, Себежской, Сортавальской и Брянской таможен, предусмотренными Инструкцией, утв. приказом ГТК России от 21.07.2003 N 806.

Следовательно, оспариваемое решение в части отказа в применении заявителем налоговой ставки 0% к стоимости услуг по перевозке импортируемых грузов, указанных в таких ГТД, отказа возместить НДС, доначисления НДС со стоимости работ (услуг) по налоговой ставке 18% и штрафа соответствует закону; нарушением закона явилось бы принятие инспекцией иного решения.

Суд отмечает, что в постановлении КС Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-П указано, что ГТД как документ, предусмотренный нормами публичного права, отличается незаменимостью, исключительностью, строгой формальной определенностью, в связи с чем положения п. 1 ст. 164 и п. п. 1 и 4 ст. 165 НК Российской Федерации, которыми закрепляется обязательность представления налоговому органу документов согласно установленному перечню при применении налоговой ставки 0% к стоимости работ (услуг) по транспортировке товаров, импортируемых в Российскую Федерацию, не противоречат Конституции Российской Федерации.

Суд принимает во внимание, что ни фактических, ни юридических препятствий для получения таких отметок на копиях ГТД у заявителя не имелось. Проставление таких отметок по заявлению перевозчика прямо предусмотрено п. 28 Инструкцией, утв. приказом
ГТК России от 21.07.2003 N 806; доказательств направления в Выборгскую, Себежскую, Сортавальскую и Брянскую таможни указанных заявлений суду не представлено.

Сумма “входного“ НДС, которая приходится на услуги заявителя по перевозке а) экспортированных грузов (в том числе в Республику Беларусь) и б) импортированных грузов через Республику Беларусь, составляет 7070 руб. 60 коп. и определена судом на основании расчетов заявителя, неоднократно изменявшихся заявителем в ходе судебного разбирательства во всех судебных инстанциях. Таким образом, с учетом НДС в сумме 25707 руб. 91 коп., указанной в решении суда первой инстанции от 03.05.2006, оставленном в данной части без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, при новом рассмотрении дела суд удовлетворяет требование заявителя об обязании инспекции принять решение о возмещении НДС в сумме 45262 руб. 69 коп.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 164, 165, 176 НК Российской Федерации, ст. ст. 110 - 112, 167 - 170, 201 АПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

признать недействительным как не соответствующее НК Российской Федерации решение инспекции ФНС России N 23 по г. Москве от 22.11.2005 N 145 в части отказа в применении заявителем налоговой ставки 0% к стоимости услуг по перевозке экспортируемых грузов, доначисления НДС со стоимости этих услуг по налоговой ставке 18%, пени и штрафа за его неуплату, отказа возместить НДС в сумме 45262 руб. 69 коп.

Обязать инспекцию ФНС России N 23 по г. Москве принять решение о возмещении НДС в сумме 45262 руб. 69 коп.

В остальной части в удовлетворении требований отказать.

Возвратить заявителю из федерального бюджета государственную пошлину 1694 руб. 76 коп.

Решение в части признания оспариваемого решения недействительным подлежит немедленному исполнению;
может быть обжаловано в течение 1 месяца со дня принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции и в течение 2-х со дня вступления в законную силу - в арбитражный суд кассационной инстанции.