Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2006 по делу N А42-3679/2006 Если выручка от реализации налогоплательщиком товаров в каком-либо месяце квартала превышает один миллион рублей, то налоговым периодом признается месяц и такой налогоплательщик обязан представлять декларации по налогу на добавленную стоимость по итогам каждого месяца. Непредставление декларации по итогам месяца в течение более 180 дней по истечении установленного срока представления влечет взыскание штрафа по части 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 сентября 2006 г. по делу N А42-3679/2006

Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2006 года

Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2006 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Горбачевой О.В.

судей Будылевой М.В., Петренко Т.И.

при ведении протокола судебного заседания: Качаловой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8152/2006) Инспекции ФНС России по г. Мурманску

на решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.07.06. по делу N А42-3679/2006 (судья Драчева Н.И.), принятое

по заявлению Инспекции ФНС России по г. Мурманску

к ООО “Беломортранс-Мурманск“

о взыскании 68 011 рублей 60 копеек

при участии:

от заявителя: представитель не явился. Извещен надлежащим образом.

от ответчика: представитель не явился. Извещен
надлежащим образом.

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью “Беломортранс-Мурманск“ (далее - Общество) 68011,60 рубля налоговых санкций за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Решением суда от 06.07.2006 заявленные требования удовлетворены частично. С Общества взыскан штраф в сумме 5000 рублей. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения в связи с применением судом положений ст. 112, 114 НК РФ и уменьшением размера налоговых санкций.

В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит изменить судебный акт в части отказа в удовлетворении требований о взыскании штрафа. Податель жалобы указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства наличия смягчающих вину оснований, в связи с чем уменьшение суммы штрафа судом произведено неправомерно.

Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Поскольку в судебном заседании отсутствуют представители сторон, в соответствии с п. 5 ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверяются в полном объеме, вне зависимости от доводов апелляционной жалобы инспекции.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 19.07.2005 Общество представило в Инспекцию декларацию по НДС за 2 квартал 2005 года.

Ответчик 20.12.2005 представил в налоговый орган налоговую декларацию по НДС за май 2005 года. Факт представления декларации за май 2005 года подтвержден штампом на почтовом конверте и отражен инспекцией в принятом решении.

Общество обосновало необходимость
внесения изменений в первоначальную декларацию тем, что его выручка за май 2005 года превысила 1 000 000 руб. и в силу пункта 2 статьи 163 НК РФ у него появилась обязанность заявить о суммах НДС за апрель, май, июнь 2005 года в отдельности. Непредставление декларации за май 2005 года выявлено Обществом в ходе проверки бухгалтерского учета. По представленной декларации за май 2005 года НДС исчисленный к уменьшению составил 11 910 рублей (л.д. 13 - 15).

По представлении декларации за май 2005 года инспекцией начата камеральная проверка.

12 января 2006 года Обществом в Инспекцию представлена уточненная декларация по НДС за май 2005 года, что подтверждается отметками на уточненной декларации (л.д. 16 - 18). Сумма НДС по уточненной декларации, исчисленного к уплате составила 170 029 рублей.

Поскольку уточненная декларация за май 2005 года представлена до окончания камеральной проверки, предметом проверки явились декларация за май 2005 г. представленная 20.12.05 г., уточненная декларация за май 2005 г. представленная 12.01.06 г.

По результатам камеральной проверки двух деклараций Инспекция приняла решение от 24.03.2006 N 6754 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 НК РФ, в виде взыскания 68 011,60 рубля штрафа и предложила перечислить данную сумму в пятидневный срок с момента получения решения.

В обоснование принятого решения налоговый орган указал, что в рассматриваемом случае установленным сроком представления декларации по НДС за май 2005 года является 20.06.2005, в то время как декларация за спорный период представлена в Инспекцию 20.12.2005. Инспекция приняла декларацию по НДС за май 2005 г. и уточненную декларацию за май 2005 г.,
установив нарушение срока представления декларации, определив дату представления - 20.12.05 г., исчислив налоговые санкции по п. 2 ст. 119 НК РФ из суммы налога, указанной в уточненной декларации за май 2005 г. (170 029 рублей), представленной 12.01.06 г.

Так как Общество не уплатило 68 011,60 рубля штрафа в установленный решением срок, налоговый орган в порядке статьи 104 НК РФ обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Общества налоговой санкции.

Суд первой инстанции подтвердил правомерность решения налогового органа, в том числе и в части исчисления суммы налоговых санкций, но применив положения 112, 114 НК РФ уменьшил размер штрафа до суммы 5000 рублей.

Апелляционная инстанция считает вывод суда о правильности исчисления Инспекцией суммы налоговых санкций ошибочным и не соответствующим нормам законодательства о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 163 НК РФ налоговый период по НДС устанавливается как календарный месяц. А для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж, не превышающими 1 000 000 руб., налоговый период устанавливается как квартал (пункт 2 статьи 163 НК РФ).

В силу пункта 5 статьи 174 НК РФ налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по НДС в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 174 НК РФ налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж, не
превышающими 1 000 000 руб., вправе уплачивать НДС исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Из приведенных норм следует, что если выручка от реализации товаров (работ, услуг) в каком-либо месяце квартала превысила 1 000 000 руб., то налоговым периодом для налогоплательщика признается месяц и такой налогоплательщик обязан представлять декларации по НДС по итогам каждого месяца.

Выручка от реализации товаров за май 2005 года превысила установленный НК РФ предел, но в установленные НК РФ сроки - 20.06.05 г. Общество не представило декларацию по НДС за май 2005 г.

Ответчик представил в Инспекцию такую декларацию 20.12.2005, указав, что декларация является первичной. Налог к уплате по первичной декларации за май 2005 г., отсутствовал, поскольку примененные налоговые вычеты превысили исчисленную с реализации сумму НДС. К уменьшению по декларации за май 2005 г. указана сумма 11 910 рублей.

Таким образом, поскольку Общество представило декларацию по НДС за май 2005 года по истечении более 180 дней после 20.06.2005 - срока представления этой декларации, то в его действиях содержится состав налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 119 НК РФ.

Следовательно, Инспекция правильно квалифицировала совершенное налогоплательщиком деяние.

Однако, налоговые санкции, подлежащие взысканию с налогоплательщика исчислены неверно.

Как следует из материалов дела сумма налоговых санкций в размере 68 011,60 рубля исчислена из суммы НДС, подлежащей уплате по уточненной декларации за май
2005 г. 170 029 х 30% + 170 029 х 10%, поскольку по первичной декларации сумма НДС к уплате отсутствует.

Согласно пункту 2 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная с 181-го дня.

Таким образом, поскольку статьей 119 НК РФ ответственность установлена за непредставление в установленный срок налоговой декларации, размер налоговой санкции должен исчисляться исходя из суммы налога, указанной в этой декларации, а не на основании данных уточненной декларации, представленной в налоговый орган позднее.

При таких обстоятельствах, сумма налоговых санкций за нарушение срока представления налоговой декларации по НДС за май 2005 года (срок представления 20.06.05 г., фактически представлена 20.12.05 г.), исчисленная в соответствии со ст. 119 НК РФ составит 100 рублей.

Заявленные требования Инспекции о взыскании с Общества налоговых санкций подлежат удовлетворению частично. Требования о взыскании 67 911,60 рубля противоречат Налоговому кодексу РФ и удовлетворению не подлежат.

В соответствии с пунктом 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

В силу пункта 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога,
подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.

Уточненная декларация по НДС за май 2005 года представлена Обществом 12 января 2006 года, то есть после представления первичной налоговой декларации за май 2005 года.

Вместе с тем статьей 81 НК РФ сроки представления уточненных налоговых деклараций не установлены. Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2005 по делу N 2769/05.

Таким образом, представление уточненных деклараций не может квалифицироваться как несвоевременное представление налоговой декларации и не влечет привлечение к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ.

Внесение изменений в налоговые декларации в порядке, установленном ст. 81 НК РФ при наличии условий, определенных указанной нормой, может являться основанием для привлечения налогоплательщика только к налоговой ответственности за неполную уплату налогов в соответствии со ст. 122 НК РФ.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права и подлежит отмене, а заявление Инспекции - удовлетворению в части взыскания санкций в размере 100 рублей.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 6 июля 2006 года по делу N А42-3679/2006 отменить.

Взыскать с ООО “Беломортранс-Мурманск“ (ИНН 5190119963) в доход соответствующего бюджета налоговые санкции в размере 100 рублей, и в доход федерального бюджета госпошлину в размере 500 рублей.

В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ГОРБАЧЕВА О.В.

Судьи

БУДЫЛЕВА М.В.

ПЕТРЕНКО Т.И.