Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2006 по делу N А56-31121/2004 Требование таможенного органа об уплате таможенных платежей и пеней, обоснованное непредставлением организацией лицензии на ввоз мясной продукции в Российскую Федерацию, правомерно признано недействительным, поскольку таможенный орган не исследовал вопрос об основаниях возникновения у организации спорной задолженности, сославшись исключительно на отсутствие лицензии, что противоречит представленным в материалы дела доказательствам.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУДПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
от 3 июля 2006 года Дело N А56-31121/2004“
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2006 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2006 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего М.Л.Згурской, судей О.В.Горбачевой, И.В.Масенковой, при ведении протокола судебного заседания О.В.Енисейской, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-334/2005) (заявление) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.11.2004 по делу N А56-31121/2004 (судья Т.В.Галкина) по иску (заявлению) ООО “Концерн “Альтаир“ к Балтийской таможне о признании недействительным требования, при участии: от истца (заявителя) - Сумина Я.Ю. (доверенность от 31.05.2006 б/н), Бикбаева Л.Т. (доверенность от 30.01.2006 б/н); от ответчика (должника) - Васильева Е.В. (доверенность от 28.12.2005 N 04-19/29464),
УСТАНОВИЛ:
ООО “Концерн “Альтаир“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным Требования Балтийской таможни (далее - Таможня) от 14.07.2004 N 089 об уплате таможенных платежей в сумме 17152381,70 руб. и пени за просрочку уплаты таможенных платежей в размере 1488631,20 руб.
Решением от 23.11.2004 суд удовлетворил заявленные Обществом требования.
В апелляционной жалобе Таможня просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления Общества отказать, ссылаясь на неправильное применения норм материального права - статей 4 и 7 Таможенного кодекса РФ. По мнению подателя жалобы, поскольку срок действия лицензий на ввоз мяса истек 31.12.2003, основания для применения льготных ставок ввозных таможенных пошлин на ввезенный в 2003 году, но задекларированный в 2004 году товар у Общества отсутствовали.
Определением от 16.02.2005 производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.01.2005 по делу N А56-11421/2004.
Поскольку обстоятельства, послужившие основанием для приостановления производства по делу, устранены, определением от 11.05.2006 производство по делу возобновлено.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к отзыву на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании контрактов от 20.05.2003 N 04/05-3см, N 04/05-03ак, N 04-05-03вс, от 28.07.2003 N 05/09-03, заключенных с иностранным поставщиком, Общество в декабре 2003 года ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар - мясопродукцию (говядину и свинину в количестве 1526703,603 кг).
В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 23.01.2003 N 49 и N 50 “О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации“ (далее - постановления N 49 и N 50) введено лицензирование ввоза мяса на таможенную территорию Российской Федерации.
В указанных постановлениях установлены пониженные ставки ввозной таможенной пошлины для товаров (свинины и говядины) при наличии у импортера лицензии, выданной Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (далее - МЭРТ РФ) в рамках суммарного объема ввоза, в том числе для товаров, классифицируемых по кодам 0202301001, 0202309001, 0203295501 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (далее - ТН ВЭД).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам аукциона, проведенного на основании Постановлений N 49 и N 50, Обществу выданы разовые лицензии N 747301001659, N 747301003656, N 747301003657, N 747301003595, N 748301003647 на ввоз мясопродукции, классифицируемой по кодам 0202301001, 0202309001, 0203295501 ТН ВЭД. В лицензиях указаны реквизиты заключенных Обществом импортных контрактов и наименование иностранного поставщика.
На основании импортных контрактов, указанных в лицензиях, Общество в декабре 2003 года ввезло мясопродукцию на таможенную территорию Российской Федерации.
Факт ввоза мясопродукции подтвержден сведениями, содержащимися в графе 21 грузовых таможенных деклараций, и Таможней не оспаривается.
Таможенное оформление ввезенных Обществом в декабре 2003 года товаров осуществлено таможней только в марте 2004 года.
На основании определения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2004 по делу N А56-11421/04 об отмене обеспечения иска Таможней 14.07.2004 в адрес Общества направлено требование N 089 об уплате задолженности по уплате таможенных платежей в размере 17152381,70 руб. и пени за просрочку уплаты таможенных платежей в размере 1488631,20 руб., возникшей в связи с непредоставлением лицензии Министерства экономического развития и торговли на ввоз мясной продукции в Российскую Федерацию.
Направляя оспариваемое требование, Таможня исходила из того, что поскольку грузовые таможенные декларации на ввезенные товары не были оформлены в 2003 году, действие выданных Обществу лицензий прекратилось и упомянутые товары подлежат обложению таможенной пошлиной по повышенной ставке.
Не согласившись с законностью выставленного Таможней требования, Общество обратилось в суд с заявлением.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Статья 7 Таможенного кодекса РФ 2004 года регулирует действие во времени актов законодательства Российской Федерации, то есть нормативных правовых актов. Ее правила не определяют порядок применения лицензии на осуществление импортных операций, являющейся индивидуальным разрешением (ненормативным правовым актом).
Пониженные ставки ввозной таможенной пошлины на свинину и говядину, ввозимую в пределах квоты и при наличии лицензии МЭРТ РФ, были установлены на 2003 год Постановлениями N 49 и N 50 и не изменились с принятием Постановлений Правительства Российской Федерации от 29.11.2003 N 721 и N 723, которые введены в действие с 01.01.2004.
В соответствии с пунктом 8 Положения о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.96 N 1299, лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление экспортных или импортных операций в течение установленного срока. Разовая лицензия выдается для осуществления экспортной или импортной операции по одному контракту (договору) сроком до 12 текущих месяцев, начиная с даты выдачи лицензии.
Согласно статье 2 Федерального закона “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности“, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, под импортом понимается ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию Российской Федерации из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации.
По смыслу пунктов 4 и 5 Постановлений N 49 и N 50 лицензия выдается на ввоз свинины и говядины в пределах суммарного объема ввоза для Российской Федерации. При этом в качестве критерия для отбора импортеров, имеющих право на получение лицензии, предусмотрен среднегодовой объем мясопродукции, ввезенной импортерами на таможенную территорию Российской Федерации в 2000 - 2002 годах.
Анализ указанных правовых актов и содержания лицензий, выданных Обществу, позволяет сделать вывод о том, что упомянутые лицензии охватывают импортные операции, то есть ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а не последующие действия по таможенному оформлению товаров.
Таким образом, с ввозом товаров в декабре 2003 года Общество реализовало права, предусмотренные выданными ему лицензиями в пределах срока их действия, а у таможенного органа отсутствовали правовые основания признавать указанные товары ввезенными при отсутствии лицензий, выданных МЭРТ РФ, и сверх суммарного объема ввоза для Российской Федерации.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 350 Таможенного кодекса РФ 2004 года, требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) проценты.
Следовательно, основанием для направления требования об уплате таможенных платежей является образовавшаяся у плательщика недоимка (задолженность по их уплате). Направляя оспариваемое требование, таможня не исследовала вопрос об основаниях возникновения у Общества задолженности по уплате таможенных платежей, сославшись исключительно на отсутствие у Общества лицензий МЭРТ РФ, что противоречит представленным в материалы дела доказательствам.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно признал недействительным оспариваемое требование Таможни, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269 п. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.11.2004 по делу N А56-31121/2004 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
ЗГУРСКАЯ М.Л.
Судьи
ГОРБАЧЕВА О.В.
МАСЕНКОВА И.В.