Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2006 по делу N А56-24100/2005 Поскольку законодательством предусмотрено освобождение от обложения НДС реализации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений всех форм собственности, суд признал обоснованным применение налогоплательщиком льготы по освобождению от обложения НДС платы за услуги по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 6 марта 2006 года Дело N А56-24100/2005“

Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2006 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2006 года.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Т.И.Петренко, судей Е.К.Зайцевой, Е.А.Фокиной, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.И. Аль Марашдех, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28/2006) Межрайонной инспекции ФНС России N 5 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31 октября 2005 года по делу N А56-24100/2005 (судья А.Н.Саргин) по заявлению ЗАО “Трест Ленгазтеплострой“ к
Межрайонной инспекции ФНС России N 5 по Санкт-Петербургу о признании недействительным решения, при участии: от истца (заявителя, взыскателя) - представитель О.В.Наумова по доверенности N 151 от 08.04.2005 (паспорт); от ответчика (должника, заинтересованного лица) - представитель С.Ю.Тихонов по доверенности N 03/6 от 11.01.2006 (удостоверение),

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество “Трест Ленгазтеплострой“ (далее - Общество, заявитель, ЗАО “Трест Ленгазтеплострой“) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 10/7818 от 02.06.2005.

Решением от 31 октября 2005 года суд удовлетворил заявленные требования и признал оспариваемое решение налогового органа недействительным.

На указанное решение Инспекцией подана апелляционная жалоба, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права и несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

В судебном заседании представитель Инспекции полностью поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель ЗАО “Трест Ленгазтеплострой“ возражал против удовлетворения жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд установил, что апелляционная жалоба подлежит отклонению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной ЗАО “Трест Ленгазтеплострой“ налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за февраль 2005 года, по результатам которой составлен акт N 10/139 от 29.04.2005 и принято решение N 10/7818 от 02.06.2005 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно названному решению с заявителя взыскивается налог на добавленную стоимость в сумме 4249 рублей и пени
за несвоевременную уплату налога в размере 112 рублей, а также применена налоговая ответственность в виде наложения штрафа на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДС в результате занижения налоговой базы в размере 20% от неуплаченной суммы - 850 руб.

Основанием для выводов налогового органа о занижении налоговой базы по НДС послужило неправомерное, по мнению налогового органа, применение Обществом положений подпункта 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ в отношении оказываемых им услуг, связанных с предоставлением в пользование жилых помещений и получением от населения платы, включающей в себя расчеты за содержание и текущий ремонт общего имущества жилых домов, общих коммуникаций, санитарное содержание придомовых территорий, очистку мусоропровода, уборку лестничных клеток, сбор и вывоз бытового мусора.

Не согласившись с принятым по результатам камеральной проверки решением, заявитель в порядке статей 137 и 138 НК РФ обжаловал его в суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Общества, исходил из того, что в рассматриваемом случае в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ отсутствует объект для обложения налогом на добавленную стоимость.

Обжалуя решение суда, Инспекция считает противоречивыми выводы суда об отсутствии в рассматриваемом случае реализации услуг и объекта обложения налогом на добавленную стоимость.

Проверкой установлено и Инспекцией не оспаривается, что ЗАО “Трест Ленгазтеплострой“ является балансодержателем жилищного фонда и при подаче декларации за февраль 2005 года отразило в составе необлагаемого оборота стоимость реализованных услуг по содержанию общего имущества жилого фонда: сбор и вывоз бытового мусора, санитарное содержание придомовой территории, очистку мусоропровода, уборку лестничных клеток.

Согласно статье 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других
отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Таким образом, к спорным правоотношениям подлежат также применению нормы гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации.

В силу положений статей 50, 55 Жилищного кодекса РСФСР (далее - ЖК РФ), действовавшего в феврале 2005 года, пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 671 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.

Статьей 1 Закона РФ от 24.12.1992 N 4218-1 “Об основах федеральной жилищной политики“ (далее - Закон N 4218-1) предусмотрено, что под договором найма понимается соглашение, по которому наймодатель предоставляет в пользование нанимателю и членам его семьи пригодное для постоянного проживания жилое помещение, как правило, в виде отдельной квартиры, а наниматель обязуется использовать это помещение по назначению, своевременно вносить плату за пользование им и коммунальные платежи.

Обязанность наймодателя своевременно производить ремонт жилых помещений домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории предусмотрена статьей 141 ЖК РФ.

За пользование жилыми помещениями вносится (перечисляется) квартирная плата. В Правилах пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР N
415 от 25.09.1985, содержится понятие “квартирная плата“. В Законе N 4218-1 используется понятие “оплата жилья“.

Согласно статье 15 Закона N 4218-1 оплата жилья по договору найма устанавливается в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание и ремонт жилья.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 “О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения“ в структуру платежей граждан, проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду независимо от формы собственности, включена плата за содержание и текущий ремонт жилищного фонда.

Кроме того, согласно статье 15.2 Закона N 4218-1 наниматели жилых помещений по договору социального найма жилого помещения, наниматели жилых помещений по договору найма жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, собственники жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляют оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления по установленным в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг ценам и тарифам в размерах, не превышающих установленной федеральным стандартом максимально допустимой доли расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 N 797 определена структура федерального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг. При этом в стоимость таких услуг включена стоимость содержания и текущего ремонта жилищного фонда. Таким образом, оплата населением услуг Обществу по содержанию жилищного фонда является составной частью квартирной платы за услугу по предоставлению в пользование жилого помещения и, следовательно, освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость.

В соответствии со ст. 15 Закона N 4218-1 оплата жилья включает в себя плату за содержание жилья, плату за ремонт жилья,
а для нанимателей жилого помещения - также и плату за наем жилого помещения.

Исходя из анализа приведенных выше норм, следует вывод о том, что плата по договорам найма жилого помещения имеет две составляющие величины - коммунальные платежи и квартирную плату, включающую плату за услуги по содержанию дома и придомовой территории в пригодном для проживания нанимателей состоянии.

Толкование норм жилищного законодательства РФ, исходя из положений статьи 11 НК РФ, позволяет сделать вывод о том, что услуги по найму жилого помещения включают в себя не только наем самого жилого помещения, но и другие составляющие, а именно оказание услуг, дающих нанимателю возможность пользоваться жилым помещением, в том числе пользование лифтом, мусоропроводом, кодовым замком и т.д. Услуги по найму жилого помещения включают в себя услуги по содержанию и ремонту жилого помещения (здания, в котором расположены жилые помещения), его техническому обслуживанию.

Расходы Обществом по содержанию и ремонту сданного в пользование жилищного фонда возмещаются платежами квартиросъемщиков по единым ценам, утвержденным Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 30-48 “О ценах на содержание и текущий ремонт общего имущества жилых домов“. Полученные платежи учитываются заявителем и являются его реализацией.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ освобождается от налогообложения именно реализация услуг по предоставлению в пользование жилых помещений всех форм собственности.

Статьей 27 Федерального закона РФ от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ предусмотрено, что подпункт 10 пункта 2 статьи 149 части второй Кодекса вводится в действие с 1 января 2004 года. До
1 января 2004 года освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду).

В налоговом законодательстве отсутствует определение понятия “пользование жилым помещением“. Положения подпункта 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ с 01.01.2004 отменяют льготы по НДС на услуги по техническому обслуживанию, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемые за счет целевых расходов в домах ЖСК, а также на услуги по предоставлению жилья в общежитиях. Однако об услугах, оказываемых населению, проживающему в ином жилищном фонде (муниципальном, частном), в приведенной выше статье 27 не упоминается.

Таким образом, ЗАО “Трест Ленгазтеплострой“ вправе применять установленную статьей 149 НК РФ льготу по НДС в отношении оказываемых им за плату по ставкам и тарифам, установленным Законом Санкт-Петербурга и не включавшим НДС, услуг по предоставлению в пользование жилых помещений. Получаемая плата за жилье включает в себя оплату услуг по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту мест общего пользования и общего имущества жилого фонда, независимо от вида собственности жилья. Следовательно, заявитель правомерно не производил начисление и уплату в бюджет НДС по услугам содержания и текущего ремонта жилого фонда, поскольку у него отсутствует право самостоятельно устанавливать, утверждать или изменять тарифы и цены на такие услуги.

В соответствии со ст. 15.2 Закона N 4218-1 наниматели
жилых помещений по договору социального найма жилого помещения, наниматели жилых помещений по договору найма жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, собственники жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляют оплату жилья за коммунальные услуги в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг по установленным в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг ценам и тарифам в размерах, не превышающих установленной федеральным стандартом максимально допустимой доли расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 N 797 определена структура федерального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг. При этом в стоимость таких услуг включена стоимость содержания и текущего ремонта жилищного фонда.

Таким образом, оплата населением услуг ЗАО “Трест Ленгазтеплострой“ по содержанию жилищного фонда по своей природе является составной частью квартирной платы за услугу по предоставлению в пользование жилого помещения и, следовательно, освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость в силу подпункта 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

Кроме того, следует учитывать, что в соответствии со статьей 147 Жилищного кодекса РСФСР оплата расходов, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом домов (в том числе многоквартирных домов, находящихся в собственности граждан), производится по ставкам или на условиях для обслуживания и ремонта жилых домов государственного и муниципального фонда. В соответствии со статьей 426 ГК РФ договорные отношения, возникающие при оказании услуг по техническому обслуживанию жилищного фонда, являются публичными, и цена услуг или иные условия этих отношений должны быть одинаковы для всех потребителей, за исключением предоставления предусмотренных законодательством льгот.

То есть размер оплаты услуг по содержанию жилищного фонда
для нанимателей и собственников квартир должен быть одинаковым.

Понятие “оплата жилья“, установленное в Законе N 4218-1 применительно ко всем видам жилищного фонда, которое по своему содержанию также предполагает возмещение затрат на организацию обслуживания домовладения, предусматривает, соответственно, льготу и на оплату жилья.

Таким образом, заявителем правомерно применена льгота по освобождению от обложения НДС платы за услуги по содержанию жилого фонда.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса. В нарушение названной нормы налоговым органом не исследован вопрос о возможности применения заявителем налоговых вычетов и, соответственно, не доказан размер суммы недоимки по налогу, подлежащей уплате в бюджет.

Позиция ответчика основана на неправильном применении к спорным правоотношениям положений подпункта 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

Решение суда законно и обоснованно, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2005 по делу N А56-24100/2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ПЕТРЕНКО Т.И.

Судьи

ЗАЙЦЕВА Е.К.

ФОКИНА Е.А.