Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2006 по делу N А42-1851/2005 В случае заявления декларантом при подаче декларации недостоверных сведений о стране происхождения товара, являющегося продуктом переработки давальческого сырья, не отвечающего критериям достаточной переработки в соответствии с положениями статьи 32 Таможенного кодекса РФ, отсутствуют основания для применения тарифных преференций и таможенные платежи подлежат уплате в полном объеме.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 марта 2006 г. по делу N А42-1851/2005

Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2006 года

Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2006 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Савицкой И.Г.

судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.

при ведении протокола судебного заседания: Светловой Т.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1225/2006) предпринимателя С.Д.Когут на решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.12.2005 по делу N А42-1851/2005 (судья Е.Н.Посыпанко),

по заявлению Мурманской таможни

к индивидуальному предпринимателю С.Д.Когут

о взыскании таможенных платежей

при участии:

от заявителя: Н.В.Батурина - доверенность N 25-19/16588 от 28.11.05,

И.Ю.Шевцов - доверенность N 25-15/4104 от 07.04.04.

от ответчика: Н.А.Виноградова - доверенность N 2-5/73 от 21.09.05

установил:

Мурманская таможня
Федеральной таможенной службы обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Ф.И.О. таможенных платежей в сумме 7 171 883 рублей 64 копеек, пеней в сумме 787 571,43 рубля, начисленных по состоянию на 30.09.2004, и пеней, начисленных по день фактического исполнения обязанности по уплате таможенных платежей.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что по результатам контроля правильности происхождения товаров, оформленных предпринимателем Когутом С.Д. по грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД) N 10207050/031203/0007274, 10207050/031203/0007967, 10207050/031203/0007968, 10207050/040204/0000631, 10207050/160204/0000902, 10207050/240204/0001069, 10207050/230304/0001698, 10207050/260304/0001784, 10207050/260304/0001785, в связи с неправильным заявлением декларантом страны происхождения товаров предпринимателю были направлены требования об уплате доначисленных таможенных платежей и пеней N 105 - 113 от 30.09.2004 на общую сумму 8 685 036 рублей 13 копеек. Требования не исполнены.

Определением суда от 08 апреля 2005 года по делу N А42-1851/05-31 соединенные в заявлении требования о взыскании таможенных платежей по требованиям N 105 - 113 от 30.09.2004 выделены в отдельные производства:

Предметом рассмотрения по настоящему делу являются требования о взыскании таможенных платежей в сумме 935 352 рублей 00 копеек, пеней в сумме 131 073 рублей, начисленных с 04.12.2003 по 30.09.2004, в сумме и пеней, начисленных с 30.09 2004 по день фактического исполнения обязанности по уплате таможенных платежей по ГТД N 10207050/031203/0007274.

Решением суда первой инстанции заявленные требования таможенного органа удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда, предприниматель С.Д.Когут направил апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований Мурманской таможни. По мнению подателя жалобы судом первой инстанции неполно выяснены все
обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применены нормы материального права.

Представитель заявителя в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.

Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, 03.12.2003 индивидуальный предприниматель Когут С.Д. ввез на территорию Российской Федерации 20 000 кг мяса свинины, приобретенного им по контракту N 56 от 03.11.2003 у украинской компании ООО “Вознесенская продовольственная компания“ (далее - ООО “ВПК“).

При перемещении товара через границу Когут С.Д. подал ГТД N 10207050/031203/0007274, согласно которой ввезено: - мясо свинины замороженное в блоках, обваленное полужирное, в количестве 18 000 кг, 1 235 блоков; классификационный код товара по ТН ВЭД 0203295509; - мясо свинины замороженное в блоках, нежирное, окорок, в количестве 300 кг, 15 картонных коробок; классификационный код товара по ТН ВЭД 0203221109; - мясо свинины замороженное в блоках, нежирное, лопатка бескостная, в количестве 1 100 кг, 74 картонные коробки; классификационный код товара по ТН ВЭД 0203221909; - мясо свинины замороженное в блоках, нежирное, корейка бескостная, в количестве 300 кг, 16 картонных коробок; классификационный код товара по ТН ВЭД 0203291309; - мясо свинины замороженное в блоках, нежирное, шейная часть (передний край), в количестве 300 кг, 12 картонных коробок; классификационный код товара по ТН ВЭД 0203291109.

Страной происхождения товара в графе 16 декларации заявлена Украина, таможенная стоимость товара по
ГТД составила 1 062 900 рублей (т. 1, л.д. 84 - 85).

При подаче декларации таможенная пошлина начислена декларантом условно в размере 80 процентов от таможенной стоимости, что составило в общей сумме 850 320 рублей; сумма налога на добавленную стоимость исчислена исходя из налоговой базы, определенной без учета подлежащей уплате таможенной пошлины, по ставке 10 процентов от таможенной стоимости и составила 106 290 рублей.

В подтверждение заявленных в декларации сведений, влияющих на взимание таможенных платежей, декларантом представлены контракт N 56 от 03.11.2003 (т. 1, л.д. 130 - 131), инвойс (счет-фактура) N 29 от 26.11.2003 (т. 1, л.д. 86) и сертификат о стране происхождения товара СТ-1 N С4-1033, выданный 27.11.2003 Сумской торгово-промышленной палатой.

Товар выпущен для свободного обращения на территории Российской Федерации без досмотра 03.12.2003.

После выпуска товара таможенным органом на основании статьи 361 ТК РФ проведена проверка достоверности заявленных сведений о стране происхождения товара.

В результате проверки установлено, что мясо свинины, ввезенное на территорию Российской Федерации по ГТД N 10207050/031203/0007274, является продуктом переработки давальческого сырья, поступающего в адрес ООО “ВПК“ (Украина) от компании “PARAY LLC“ (США) по контракту N 41-У от 25.08.2003; страной происхождения давальческого сырья согласно импортным таможенным декларациям и договору N 41-У является Польша.

В результате проверки Мурманской таможней сделан вывод о том, что, поскольку операции по переработке давальческого сырья, осуществленные в Украине, не отвечают критериям достаточной переработки в соответствии с положениями статьи 32 ТК РФ (не произошло изменение классификационного кода по ТН Ф.И.О. любого из первых четырех знаков), то страной происхождения товара для целей таможенного регулирования является не Украина, а Польша.

В связи с
выявлением неправильного заявления декларантом страны происхождения товаров начальником отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров Мурманской таможни по каждой партии товара, ввезенного по ГТД N 10207050/031203/0007274, вынесены решения о стране происхождения товара от 17.09.2004 N 10207000/37-31/12, 10207000/37-31/13, 10207000/37-31/14, 10207000/37-31/15, 10207000/37-31/16 (т. 1, л.д. 19 - 23).

В результате проверки правильности начисления таможенных платежей на основании указанных выше решений установлена задолженность по их уплате.

Суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, пришел к обоснованному выводу о том, что при подаче декларации предпринимателем С.Д.Когут были заявлены недостоверные сведения о стране происхождения товара.

В соответствии со статьей 29 ТК РФ определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений зависит от страны происхождения товаров. Правила определения страны происхождения товаров устанавливаются в целях применения тарифных преференций либо непреференциальных мер.

В соответствии с двусторонним Соглашением о свободной торговле, заключенным между Российской Федерацией и Украиной, товары, происходящие из данного государства и ввозимые на территорию Российской Федерации, ввозными таможенными пошлинами не облагаются.

Для предоставления тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15.04.94 (в том числе Украины), и находящихся в торговом обороте между этими государствами, применяются Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные Решением Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000.

В соответствии с пунктом 10 Правил для подтверждения происхождения товара в конкретном государстве - участнике Соглашения необходимо представление таможенным органам страны ввоза сертификата о происхождении товара формы СТ-1.

В соответствии с Перечнем стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет режим наиболее благоприятствуемой нации, утвержденным Приказом ГТК
РФ от 26.04.96 N 258 “О ставках ввозных таможенных пошлин“, затем Приказом ГТК РФ от 25.12.2003 N 1539 “О предоставлении тарифных преференций“, Польша относится к числу стран режима наиболее благоприятствуемой нации.

Согласно части 2 статьи 3 Закона N 5003-1 ставки таможенных пошлин определяются Правительством Российской Федерации. В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, установленные на основании настоящего Закона.

В соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.11.2001 N 830, для товаров подсубпозиций по ТН ВЭД 0203295500, 0203221900, 0203221100, 0203191300 утверждены ставки таможенных пошлин 80 процентов, но не менее 1,06 евро за 1 кг.

Согласно пункту 4 Правил, в случае участия в производстве товара третьих стран, помимо государств - участников Соглашения, определение страны происхождения товара производится в соответствии с критериями достаточной переработки. Основным критерием достаточной переработки (п/п “а“) является изменение товарной позиции по ТН Ф.И.О. хотя бы одного из первых четырех знаков, произошедшим в результате обработки (переработки).

В ходе проверки правильности заявления сведений о стране происхождения товара, ввезенного на территорию Российской Федерации Когутом С.Д., в соответствии с Соглашением о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах от 15.04.1994 и Единым порядком обмена информацией по запросам таможенных служб государств - участников СНГ в связи с производством по делам о нарушении таможенных правил и проведении проверок, утвержденным Решением Совета руководителей таможенных служб государств-участников СНГ от 28.03.2002 N 5/34, Мурманской таможней были запрошены и получены от Николаевской таможни Украины копии договора на переработку давальческого сырья от 25.08.2003 N 41-У с приложениями N
1 - 10, копии экспортных ГТД, оформленных при вывозе мясопродуктов с таможенной территории Украины в рамках договора N 56 от 03.11.2003, заключенного между ООО “ВПК“ и ИП Когут С.Д., в том числе N 50404/3/201873 от 27.11.2003 (т. 1, л.д. 92).

Судом первой инстанции сделан правильный вывод, что вышеуказанные документы, полученные Мурманской таможней в ходе проверки, достоверно свидетельствуют о том, что товар, вывезенный из Украины в Россию в адрес Когута С.Д. по ГТД N 50404/3/301873 и ввезенный с Украины в Россию по ГТД N 10207050/031203/0007274, оформленной Когутом С.Д., является одним и тем же товаром; что указанный товар является продукцией переработки давальческого сырья, поступившего в адрес ООО “ВПК“ по ГТД N 50404/3/201543 и N 50404/3/201566 и согласно договору N 41-У от 25,08.2003 из Польши; что указанный товар реализован Когуту С.Д. в соответствии с договором комиссии N 12-У, заключенным между компанией “PARAY LLC“ и ООО “ВПК“.

Вместе с тем, в ГТД N 10207050/031203/0007274 на ввоз мясной продукции на территорию России отсутствуют какие-либо ссылки на договоры N 41-У и N 12-У, сведения о стране происхождения товара в графе 16 не соответствуют сведениям, содержащимся в ГТД N 50404/3/201543 и N 50404/3/201566, и Правилам определения происхождения товаров, утвержденным Решением Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000 (далее - Правила).

Согласно грузовым таможенным декларациям N 50404/3/201566 и 50404/3/201543 оформленным на ввоз давальческого сырья на таможенную территорию Украины для последующей переработки по договору N 41-У, ГТД N 50404/3/201873 на вывоз продукции, произведенной в процессе переработки, с территории Украины и ГТД N 10207050/031203/0007274 на ввоз указанной продукции на таможенную территорию Российской Федерации, заявленный
при таможенном оформлении классификационный код товара по ТН ВЭД, основанной на Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, после его переработки на территории Украины, на уровне первых четырех знаков не изменился (т. 1, л.д. 84 - 85, 89 - 90, 148 - 149).

Как видно из ГТД N 50404/3/201543, N 50404/3/201566, оформленных при ввозе товара на Украину, и договора N 41-У от 25.08.2003 страной происхождения давальческого сырья является Польша, при таможенном оформлении товар классифицирован по товарной подсубпозиции 0203211000.

Таким образом, товар, ввезенный Когутом С.Д. по ГТД N 10207050/031203/0007274, не отвечает основному критерию, в соответствии с которым страна, в которой товар был подвергнут переработке, считается страной происхождения товара.

Мурманская таможня обоснованно доначислила к уплате по ГТД N 10207050/031203/0007274 таможенные платежи по ставкам ввозных пошлин, утвержденным постановлением Правительства РФ, на том основании, что, заявив при оформлении ввоза товара страной происхождения Украину, декларант не уплачивал таможенные пошлины и уплатил налог на добавленную стоимость без учета подлежащей уплате таможенной пошлины.

Подлежит отклонению довод подателя жалобы о том, что страной происхождения является Украина, что подтверждается сертификатом N С4-1033.

В соответствии со статьей 36 ТК РФ сертификат о происхождении товара, - документ, однозначно свидетельствующий о происхождении товара и выданный компетентными органами или организациями данной страны или страны вывоза.

Пунктом 4 статьи 36 ТК РФ предусмотрено, что в случае если сертификат о происхождении товара не является надлежащим образом оформленным либо если были обнаружены признаки того, что сертификат содержит недостоверные сведения, то таможенный орган вправе обратиться к компетентным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные
документы или уточняющие сведения; проведение проверки не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при таможенном оформлении.

Материалами дела подтверждено, что сертификат N С4-1033, который выдан на основании сырьевой справки об изготовлении продукции из скота, выращенного на Украине, нельзя отнести к товару, ввезенному Когутом С.Д. по ГДТ N 10207050/031203/0007274, поскольку данный товар является продукцией, изготовленной из давальческого сырья, поставляемого на Украину из Польши.

В связи с обнаружением несоответствия Сертификата СТ-1 N С4-1033 требованиям, установленным пунктом 12 Правил в части наименования отправителя и страны происхождения товара, Мурманской таможней сделан запрос в Сумскую торгово-промышленную палату с просьбой подтвердить факт выдачи сертификатов, в том числе N С4-1033, и в случае подтверждения выдачи направить копии актов экспертиз, на основании которых они выданы (т. 1, л.д. 44).

В письме вице-президента Сумской торгово-промышленной палаты Коваль В.В., адресованном начальнику службы по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил Сумской таможни и направленном в адрес Мурманской таможни, сообщается о том, что за сертификатом обращался представитель “Вознесенской продовольственной компании“ Шашков В.П.; для определения критерия достаточной переработки были представлены сырьевые справки о том, что продукция изготовлена из скота, выращенного на Украине; договор N 41-У в Сумскую ТПП не представлялся (т. 1, л.д. 82).

По запросу Мурманской таможни Николаевской таможней были получены объяснения от директора ООО “ВПК“ Саражалинского В.А. и заместителя директора ООО “ВПК“ по финансам Кушнир Т.Е. (т. 1, л.д. 99). Из пояснений Кушнир Т.Е. и представленного ею расчета следует, что отгруженная в адрес Когута С.Д. продукция по декларации N 201873 реализовывалась по договору комиссии N 12-У от 25.08.2003, заключенному
между компанией “PFRFY LLC“ и “Вознесенской продовольственной компанией“ (т. 1, л.д. 132, 134 - 135).

Согласно объяснению директора ООО “Вознесенская продовольственная компания“ Саражалинского В.А., данному начальнику Николаевской таможни, гражданин Шашков В.П. в платном расписании ООО “ВПК“ не числится, на предприятии не работает. Факт обращения ООО “ВПК“ в Сумскую ТПП за выдачей сертификата о стране происхождения товара директор компании не подтвердил (т. 1, л.д. 133 - 133).

При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 пункт 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.12.2005 по делу А42-1851/05 оставить без изменения, апелляционную жалобу предпринимателя С.Д.Когута без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

САВИЦКАЯ И.Г.

Судьи

БОРИСОВА Г.В.

ЛОПАТО И.Б.