Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 05.12.2006, 28.11.2006 N Ф03-А51/06-1/4649 по делу N А51-2916/2006-7-58 Иск о взыскании убытков от предоставления льгот правомерно удовлетворен за счет казны Российской Федерации, поскольку денежные средства из федерального бюджета выделялись не в полном объеме.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 05 декабря 2006 года Дело N Ф03-А51/06-1/4649“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 28.11.2006. Полный текст постановления изготовлен 05.12.2006.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 22.06.2006, постановление от 12.09.2006 по делу N А51-2916/2006-7-58 Арбитражного суда Приморского края по иску открытого акционерного общества “Дальэнерго“ в лице Кавалеровского отделения филиала “Дальэнергосбыт“ к Министерству финансов РФ, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Администрации МО г. Дальнегорск о взыскании 2675 руб. 92 коп.

Открытое акционерное общество “Дальэнерго“ в лице Кавалеровского отделения филиала
“Дальэнергосбыт“ обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Министерству финансов РФ, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Администрации МО г. Дальнегорск о взыскании 2675,92 руб., составляющих убытки от предоставления льгот отдельным категориям граждан по оплате электроэнергии за период с июля по декабрь 2004 года в соответствии с ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“.

Решением от 22.06.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.09.2006, исковые требования ОАО “Дальэнерго“ удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“, выделялись не в полном объеме. В иске к остальным ответчикам отказано.

Не согласившись с состоявшимся решением и постановлением апелляционной инстанции, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.

В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неверно подошел к оценке нормативных актов, регулирующих правоотношения, связанные с распределением обязанностей по финансированию мероприятий, направленных на предоставление льгот реабилитированным лицам.

Считает, что ответственным лицом по возмещению расходов, понесенных ОАО “Дальэнерго“ по оплате электроэнергии в соответствии с ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“, является субъект Российской Федерации, поскольку согласно пункту 14 Постановления Правительства РФ от 03.05.1994 N 419 расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам, производятся за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.

Из чего следует,
что субъектом данного обязательства является Приморский край, который вправе получить компенсацию из федерального бюджета только по факту несения указанных расходов.

Полагает, что выделенная сумма 21777,0 тыс. руб. из средств Фонда компенсаций на реализацию ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“ в 2004 году субъекту Федерации - Приморскому краю является достаточной для компенсации льгот указанной категории граждан.

Заявитель жалобы также ссылается на недоказанность истцом размера ущерба, как не подтвержденного первичными документами учета (корешки квитанций на каждого льготника), а также документами о праве лица на льготу. Кроме того, заявитель оспаривает правомерность включения в сумму компенсации налога на добавленную стоимость.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из нижеследующего.

Как видно из материалов дела, в 2004 году ОАО “Дальэнерго“ в лице Кавалеровского отделения филиала “Дальэнергосбыт“ предоставляло 50% льготу по оплате электроэнергии реабилитированным лицам на основании ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“ и во исполнение заключенного с Администрацией МО г. Дальнегорск договора от 01.01.2003.

Ввиду невозмещения расходов органами государственной власти и местного самоуправления из соответствующих бюджетов на указанную сумму, ОАО “Дальэнерго“ обратилось с настоящим иском в суд.

Факт предоставления льгот и сумма задолженности подтверждаются актами сверки, составленными с участием уполномоченного органа - Отдела соцзащиты населения МО г. Дальнегорск, а также списками льготников и свидетельствами о праве на льготу, копиями лицевых счетов плательщиков-льготников, в связи с чем доводы заявителя о недоказанности размера убытка не соответствуют обстоятельствам дела.

При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку, а также представленным в деле документам, установил
факт недостаточности финансирования денежных средств на реализацию ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“ в 2004 году из бюджетных средств и правомерно возложил ответственность по возмещению истцу убытков на казну Российской Федерации.

Статьей 16 вышеуказанного Закона предусмотрена льгота в виде 50% скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, подвергшимся политическим репрессиям.

В соответствии со статьей 17 ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“ предоставление таких льгот соответствующей категории граждан определено Правительством РФ. Пункт 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий (утв. Постановлением Правительства РФ N 419 от 03.05.1994), устанавливает в качестве источника предоставления льгот бюджет субъекта РФ и местный бюджет с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.

В Федеральном законе “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации“ от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536, а не пункт 2 Постановления.

Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.

Постановлением Правительства РФ
N 584 от 15.08.2001 “О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года“ предусмотрено, что на нижестоящие бюджеты может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для этих бюджетов, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

В соответствии со ст. 47 ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“ от 23.12.2003 N 186-ФЗ из Федерального фонда компенсаций в бюджет Приморского края утверждено и выделено 21777,0 тыс. руб. на реализацию государственных полномочий по предоставлению льгот, установленных ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“, которые полностью распределены в бюджеты муниципальных образований, в том числе МО г. Дальнегорск в сумме 1316 тыс. руб.

Доказательств нецелевого использования краем и муниципальным образованием г. Дальнегорск денежных средств в деле не имеется.

Однако объем переданных средств не покрыл фактическую потребность в них на местах.

Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Приморский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного Федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет г. Дальнегорска, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 2675,92 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.

Остальные доводы заявителя были предметом исследований в суде первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.

С учетом изложенного оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 22.06.2006, постановление апелляционной
инстанции от 12.09.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-2916/06-7-58 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.