Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.08.2006, 15.08.2006 N Ф03-А73/06-1/3081 по делу N А73-11378/2005-34 Правомерно иск о взыскании расходов, связанных с предоставлением субсидий гражданам по оплате жилья и коммунальных услуг, удовлетворен за счет средств казны субъекта Федерации, так как органом исполнительной власти субъекта не исполнена обязанность предусматривать при формировании бюджета выделение средств на компенсацию спорных затрат.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 22 августа 2006 года Дело N Ф03-А73/06-1/3081“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2006 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства “Некрасовское“ Хабаровского района на постановление от 10.05.2006 по делу N А73-11378/2005-34 (АИ-1/275/06-37) Арбитражного суда Хабаровского края по иску муниципального унитарного многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства “Некрасовское“ Хабаровского района к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации, Финансовому управлению Администрации Хабаровского муниципального района о взыскании 700353 руб. 86 коп.

Муниципальное унитарное многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства
“Некрасовское“ Хабаровского края обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации, Финансовому управлению Администрации Хабаровского муниципального района о взыскании 700353 руб. 86 коп. расходов, связанных с предоставлением малообеспеченной категории граждан, проживающих в селах Ильинка, Некрасовка, Дружба, субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг в 2003 году в соответствии с Законом Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ от 24.12.1992 N 4218-1.

Решением от 20.01.2006 исковые требования о взыскании убытков за 2003 год удовлетворены в сумме 700353,86 руб. за счет казны Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края.

Постановлением апелляционной инстанции от 10.05.2006 решение суда отменено, в иске истцу отказано за недоказанностью им размера убытков.

Не согласившись с принятым по делу постановлением апелляционной инстанции от 10.05.2006, МУМП ЖКХ “Некрасовское“ Хабаровского района в своей кассационной жалобе просит его отменить как принятое с неправильным применением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела, оставить в силе решение суда от 20.01.2006.

В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неверно истолковал положения постановления Правительства Хабаровского края от 03.05.2000 N 150, которое не устанавливает формы отчетности предприятия о представлении субсидий малообеспеченным гражданам.

Суд не учел, что предприятием ежеквартально представлялась информация с приложением документов, подтверждающих сумму понесенных убытков от учтенных гражданам субсидий при оплате услуг ЖКХ в Управление ЖКХ Администрации Хабаровского муниципального района.

Суду представлены реестры учета платежей гражданам, которым Управлением ЖКХ Администрации Хабаровского муниципального района начислены субсидии согласно их ведомостям, оригиналы которых также представлены в дело.

Кроме того, суд не учел, что предприятию производилось частичное возмещение из бюджета выпадающих
доходов от представления начисленных субсидий гражданам органом исполнительной власти муниципального района.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, поддержанные представителем заявителя в суде, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, постановление суда - отмене как не соответствующее установленным обстоятельствам дела, а потому необоснованное, с оставлением в силе решения суда от 20.01.2006 по настоящему делу, которым требования истца удовлетворены за счет казны Хабаровского края.

Как видно из материалов дела, МУМП ЖКХ “Некрасовское“ Хабаровского района в 2003 году на основании Закона РФ “Об основах жилищной политики“ при расчете за жилье и коммунальные услуги учитывало пожилым гражданам и малообеспеченным семьям, проживающим в селах Ильинка, Некрасовка, Дружба, субсидии, начисленные Управлением ЖКХ Администрации Хабаровского муниципального района.

Ввиду неполного возмещения истцу государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов понесенных истцом расходов в сумме 700353,86 руб. заявлены настоящие исковые требования.

При определении прав малоимущих граждан на субсидии при оплате жилищно-коммунальных услуг и источников их финансирования суды правильно применили действующее законодательство.

В соответствии со ст. 15.4 Закона РФ от 24.12.2002 N 4218-1 “Об основах федеральной жилищной политики“, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг нанимателям жилых помещений, членам жилищных, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, собственникам жилых помещений, гражданам, проживающим в общежитиях, входящих в жилищный фонд независимо от форм собственности, и имеющим право на получение указанных субсидий, предоставляются в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации, возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на
эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.

Во исполнение указанного Закона Постановлением Правительства РФ 02.08.1999 было утверждено Положение о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг N 887. Согласно п. п. 1, 7 данного Положения, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в безналичной форме в виде уменьшения их платежа за жилье и коммунальные услуги.

Исходя из смысла приведенных норм, оплата имеющим право на субсидию гражданином жилищно-коммунальных услуг производится не в полном объеме, а частично, в зависимости от размера предоставленной субсидии.

В соответствии со статьей 56 ФЗ “О федеральном бюджете на 2003 год“ сформирован Фонд софинансирования социальных расходов РФ и субъектов РФ, в котором предусмотрены дотации на частичное возмещение консолидированным бюджетам субъектов Федерации названных расходов.

Статья 132 Конституции РФ и статья 28 ФЗ РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ устанавливают, что финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов РФ.

Поскольку вышеуказанными нормативными актами установлено только частичное возмещение из федерального бюджета расходов на предоставление субсидий населению, поэтому Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 на органы исполнительной власти субъекта РФ возложена обязанность предусматривать при формировании бюджета на соответствующий год выделение средств на компенсацию затрат, связанных с предоставлением субсидий гражданам.

Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ установлено, что органы
местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно возложил на бюджет Хабаровского края спорные расходы, поскольку выделенных в бюджет муниципального образования Хабаровского района в 2004 году на эти цели денежных средств оказалось недостаточно.

Кроме того, пунктом 12 постановления главы Администрации Хабаровского края от 03.08.2000 N 286 “О результатах реформы жилищно-коммунального хозяйства и ее влияния на улучшение финансово-экономической ситуации в крае“ источником финансирования расходов на представление субсидий указан краевой бюджет и установлена обязанность финансового органа предусматривать соответствующие средства в краевом бюджете.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца, правомерно пришел к выводу о документальном подтверждении истцом фактического предоставления субсидий гражданам (списки льготников, реестры учета платежей).

Вывод суда апелляционной инстанции о том, что эти документы односторонние (истца) и не заверены органами социальной защиты муниципального района, не соответствует Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ N 887 от 02.08.1999, предусматривающему предоставление гражданам субсидии органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, каковым в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края N 150 от 03.05.2000 является управление ЖКХ администрации муниципальных образований.

Вывод суда апелляционной инстанции о непредставлении истцом отчетов по установленной форме о предоставленных субсидиях в администрацию муниципального района не соответствует указанному выше постановлению Правительства Хабаровского края, не предусматривающему формы такой отчетности, а также представленным истцом в дело отчетам, направляемым им в уполномоченный орган исполнительной власти муниципального образования по начислению субсидий малоимущим гражданам - Управление ЖКХ Администрации Хабаровского района.

Поскольку выводы суда апелляционной инстанции о недоказанности истцом размера предъявленных выпадающих доходов от предоставленных субсидий в
2003 г. не соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции, постановление подлежит отмене с оставлением в силе решения суда от 20.01.2006 по настоящему делу, которым требования истца удовлетворены полностью за счет казны Хабаровского края.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции от 10.05.2006 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-11378/2005-34 (АИ-1/275/05-37) отменить, оставить в силе решение суда от 20.01.2006 по этому же делу.