Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 05.07.2006, 28.06.2006 N Ф03-А37/06-2/1270 по делу N А37-3609/05-4 Решение налогового органа правомерно признано недействительным в части отказа налогоплательщику в возмещении из бюджета НДС, поскольку освобождение поставщиков продукции, являющихся участниками особой экономической зоны, от уплаты НДС не лишает покупателей такой продукции права на налоговые вычеты.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 05 июля 2006 года Дело N Ф03-А37/06-2/1270“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2006 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Магаданской области на решение от 05.12.2005 по делу N А37-3609/05-4 Арбитражного суда Магаданской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Артель старателей “Энергия“ к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Магаданской области, третье лицо: Администрация Особой экономической зоны в Магаданской области, о признании недействительным решения от 30.09.2005 N 06-29/1-55.

Общество
с ограниченной ответственностью “Артель старателей “Энергия“ (далее - общество, артель старателей) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Магаданской области (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) от 30.09.2005 N 06-29/1-55 “Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение правонарушения“.

В качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Администрация Особой экономической зоны в Магаданской области.

Решением суда от 05.12.2005 заявленные требования частично удовлетворены: обжалуемое решение налогового органа признано недействительным в части отказа артели старателей в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по заявленным налоговым декларациям по спорному налогу за июнь - ноябрь 2003 года и доначислению к уплате НДС в сумме 2282031 руб. и пени, начисленной на данную сумму, так как суд пришел к выводу, что обществом соблюдены требования, предусмотренные статьями 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и оно правомерно предъявило налоговые вычеты в указанной сумме.

При этом суд сослался на то, что освобождение поставщиков продукции, являющихся участниками особой экономической зоны (далее - ОЭЗ), от уплаты НДС в федеральный бюджет на основании статьи 5 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ “Об Особой экономической зоне в Магаданской области“ (далее - Закон N 104-ФЗ), не лишает покупателей такой продукции права на налоговые вычеты по налогу, установленные статьей 171 НК РФ. В остальной части заявленных требований отказано.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

Законность принятого решения проверяется по жалобе налоговой инспекции, которая просит его отменить в части признания недействительным принятого ею ненормативного акта,
сославшись на нарушение судом норм материального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. При этом заявитель жалобы указывает на то, что с учетом норм, регулирующих порядок возмещения НДС из бюджета, непоступление налога в бюджет от поставщиков, не уплативших НДС в бюджет, последующее возмещение этого налога покупателю товаров (работ, услуг) приводит к нарушению принципов сбалансированности и общего покрытия расходов бюджета, которые предусмотрены статьями 33, 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Поэтому налоговый орган считает правомерным отказ обществу в возмещении НДС в сумме 2282031 руб. и начисление соответствующих пеней. В остальной части решение суда лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы налоговый орган не принял участие в судебном заседании.

В отзыве на кассационную жалобу и в заседании суда кассационной инстанции общество с ограниченной ответственностью “Артель старателей “Энергия“ возражает против доводов жалобы, считая принятое судом решение законным и обоснованным.

Администрация Особой экономической зоны в Магаданской области отзыв на кассационную жалобу не представила, в судебном разбирательстве участия не принимала, но о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя общества, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного решения и удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией была проведена выездная налоговая проверка артели старателей по вопросу правильности исчисления и полноты уплаты налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2003 по 31.12.2003. В результате проверки налоговым органом установлено, что
общество в нарушение статьи 174 НК РФ неправомерно предъявило к возмещению из бюджета в июне - ноябре 2003 года НДС в сумме 2619027 руб. Результаты проверки отражены в акте N 06-28/1-55 от 15.09.2005, на основании которого, с учетом разногласий налогоплательщика, инспекцией принято решение от 30.09.2005 N 06-29/1-55 “Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение правонарушения“. Согласно данному решению заявителю предложено уплатить добровольно в срок, указанный в требовании, сумму не полностью уплаченного спорного налога за период с июня по ноябрь 2003 года в размере 2619027 руб. и пени в сумме 862075 руб. 61 коп.

Общество не согласилось с данным решением и обжаловало его в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и правомерно удовлетворил заявленные требования в части. При этом суд исходил из того, что основанием для отказа в возмещении НДС в сумме 2282031 руб. послужило то обстоятельство, что налог уплачен поставщикам, являющимся участниками Особой экономической зоны в Магаданской области, которые в силу статьи 5 Федерального закона N 104-ФЗ освобождены от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет. Поскольку налог в бюджет не поступил, то, по мнению налогового органа, покупатель не имел право на налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ.

Судом правомерно указанный довод не принят во внимание в обоснование законности принятого решения в оспариваемой части как противоречащий требованиям Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации являются объектом обложения
налогом на добавленную стоимость. Поэтому ООО “Тосмар“ и ОАО “Колымский аффинажный завод“, реализовавшие артели старателей, соответственно, товарно-материальные ценности - ГСМ и услуги по аффинажу, правомерно выставили счета-фактуры с указанием в них НДС.

Статьей 171 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 172 НК РФ определено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, после принятия на учет указанных товаров, работ, услуг.

Вывод налогового органа в оспариваемом решении о том, что НДС, предъявленный по счетам-фактурам за приобретенные товары (работы, услуги) у предприятий, осуществляющих свою финансово-хозяйствующую деятельность в пределах особой экономической зоны и являющихся участниками ОЭЗ, подлежит полному перечислению в федеральный бюджет, суд находит несостоятельным, поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации, и в частности нормы статей 171 - 174 НК РФ, не ставит право на возмещение НДС в зависимость от того, приобретены ли товары у лиц, освобожденных от уплаты НДС, или у тех, которые уплачивают НДС в установленном НК РФ порядке.

В данном случае имеется коллизия законов, заключающаяся в том, что в соответствии с НК РФ, поставщики товаров (работ, услуг) обязаны выставлять счета-фактуры с выделением в них НДС, покупатели имеют право на получение налогового вычета в виде сумм уплаченного налога, а Федеральный закон N 104-ФЗ предоставляет поставщикам, участникам ОЭЗ, льготу в виде освобождения
от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет. Суд как правоприменительный орган устранить указанную коллизию не может, так как и Налоговый кодекс Российской Федерации, и Федеральный закон N 104-ФЗ обладают равной юридической силой и подлежат обязательному применению.

Основанием для возмещения НДС в сумме 2282031 руб. являлись счета-фактуры, выставленные ООО “Тосмар“ и ОАО “Колымский аффинажный завод“, являющимися участниками ОЭЗ, с выделением сумм НДС, платежные документы, подтверждающие факт уплаты налога обществом, хозяйственные договоры. Факт оприходования товаров налоговым органом также не оспаривается и подтверждается имеющимися в деле доказательствами.

При таких обстоятельствах вывод арбитражного суда о неправомерном отказе в применении налоговых вычетов и доначислении НДС в сумме 2282031 руб., соответствующих пеней является правильным, а доводы заявителя кассационной жалобы - необоснованными.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 05.12.2005 по делу N А37-3609/05-4 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.