Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 12.05.2006, 04.05.2006 N Ф03-А80/06-2/1300 по делу N А80-471/2005, А80-472/2005, А80-474/2005, А80-475/2005, А80-476-2005, А80-477/2005, А80-478/2005 Правомерно отказано в иске о взыскании штрафа за несвоевременное представление сведений о регистрации по месту жительства физических лиц, поскольку налоговый орган неправильно квалифицировал действия отдела внутренних дел и пропустил срок для принудительного взыскания налоговых санкций.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 12 мая 2006 года Дело N Ф03-А80/06-2/1300“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 04.05.2006. Полный текст постановления изготовлен 12.05.2006.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Чукотскому автономному округу на решение от 24.12.2005 по делу N А80-471/2005 (N А80-472/2005, NN А80-474 - 478/2005) Арбитражного суда Чукотского автономного округа по заявлениям Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Чукотскому автономному округу к Отделу внутренних дел Чукотского района о взыскании штрафных санкций по решениям налогового органа от 12.07.2005.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы
N 1 по Чукотскому автономному округу (далее - МИФНС N 1 по ЧАО, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлениями о взыскании с Отдела внутренних дел Чукотского района (далее - ОВД Чукотского района) штрафных санкций за совершение правонарушений, предусмотренных пунктами 1, 2 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в общей сумме 31000 руб.

Определением суда от 09.12.2005 дела NN А80-471/2005, А80-472/2005, А80-474/2005, А80-475/2005, А80-476/2005, А80-477/2005, А80-478/2005 объединены в одно производство.

Решением суда от 24.12.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что у МИФНС N 1 по ЧАО отсутствовали правовые основания для квалификации действий ОВД Чукотского района по пункту 2 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ, поскольку налоговым органом не доказана повторность совершения правонарушения. Кроме того, суд пришел к выводу о пропуске МИФНС N 1 по ЧАО установленного статьей 115 Налогового кодекса РФ шестимесячного срока для принудительного взыскания налоговых санкций, который исчисляется со дня предоставления ОВД Чукотского района сведений в налоговый орган.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Законность принятого Арбитражным судом Чукотского автономного округа решения проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе МИФНС N 1 по ЧАО, считающей, что обжалуемый судебный акт принят с неправильным применением норм материального права, в связи с чем налоговый орган просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.

По мнению заявителя кассационной жалобы, срок давности взыскания санкции в соответствии с пунктом 37 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового
кодекса Российской Федерации“ исчисляется со дня составления соответствующего акта, в связи с чем полагает, что требования статьи 115 Налогового кодекса РФ налоговым органом соблюдены.

Отзыв на кассационную жалобу ОВД Чукотского района не представил.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили. Налоговый орган представил ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя.

Изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права с учетом доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не установил законных оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.

Как следует из материалов дела, 18.05.2005 ОВД Чукотского района представил в налоговый орган сведения о регистрации им по месту жительства физических лиц: 04.03.2005 - Кейнын А.Ю., 18.03.2005 - Бармина В.Ф. и Барминой Е.В., 21.04.2005 - Рыпхиргиной Т.Э., 24.04.2005 - Эттытнагиргина Д.Л. и Закатимовой Д.А., 25.04.2005 - Маглялиной Н.А.

08.06.2005 МИФНС N 1 по ЧАО составлены акты NN 62 - 68 о нарушении требований пункта 3 статьи 85 Налогового кодекса РФ, на основании которых налоговым органом приняты решения NN 82 - 88 от 12.07.2005 о привлечении ОВД Чукотского района к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренной пунктами 1, 2 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ, в виде взыскания штрафов в размере 1000 руб. и 5000 руб. соответственно по каждому решению.

Требования NN 244 - 250 от 15.07.2005 об уплате налоговых санкций, направленные налоговым органом, ОВД Чукотского района добровольно не исполнены, что послужило основанием для взыскания штрафов в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленных МИФНС N 1 по ЧАО требований,
суд первой инстанции пришел к правильному выводу о пропуске налоговым органом срока давности взыскания налоговых санкций, установленного пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса РФ, исходя из следующего.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 85 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации либо о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов.

Согласно положениям статьи 129.1 Налогового кодекса РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 Налогового кодекса РФ, влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб., а то же деяние, совершенное повторно в течение календарного года, - взыскание штрафа в размере 5000 руб.

Исходя из положений пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса РФ, налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

Как разъяснено в пункте 37 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“, в соответствии с пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции). При применении указанной нормы необходимо иметь в
виду, что исчисление данного срока со дня составления акта производится в случае привлечения налогоплательщика (налогового агента) к ответственности по результатам выездной налоговой проверки, а также в случае привлечения к установленной Кодексом ответственности лиц, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами), поскольку только в этих случаях Налоговый кодекс РФ предусматривает составление акта (пункт 1 статьи 100 и пункт 1 статьи 101.1).

Как следует из материалов дела и налоговым органом не оспаривается, налоговое правонарушение обнаружено МИФНС N 1 по ЧАО 18.05.2005 - в день получения ею сведений о регистрации физических лиц по месту жительства, следовательно, акт о нарушении законодательства о налогах и сборах подлежал составлению в установленной форме при обнаружении факта совершения правонарушения.

В противоречие пункту 1 статьи 101.1 Налогового кодекса РФ акты о нарушении ОВД Чукотского района законодательства о налогах и сборах составлены только 08.06.2005.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правомерный вывод о нарушении положений статьи 115 Налогового кодекса РФ налоговым органом, обратившимся с требованиями о взыскании налоговых санкций в судебном порядке 08.12.2005, по истечении шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения.

Поскольку в установленной форме акты о совершении налогового правонарушения составлены в нарушение требований пункта 1 статьи 101.1 Налогового кодекса РФ, в соответствии с пунктом 12 статьи 101.1 Налогового кодекса РФ это обстоятельство может являться основанием для отмены решения налогового органа судом.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 24.12.2005 по делу N А80-471/2005 (N А80-472/2005, NN А80-474 - 478/2005) Арбитражного суда Чукотского автономного округа оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в
законную силу со дня его принятия.