Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 04.05.2006, 26.04.2006 N Ф03-А37/06-2/869 по делу N А37-3677/05-11 Участники особой экономической зоны освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет, в том числе эта льгота применима и к НДС.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 04 мая 2006 года Дело N Ф03-А37/06-2/869“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления от 26 апреля 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 4 мая 2006 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области на решение от 14.12.2005 по делу N А37-3677/05-11 Арбитражного суда Магаданской области по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области к индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. 3-е лицо: государственное учреждение Магаданской области “Администрация Особой экономической зоны“, о взыскании 75859,12 руб.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1
по Магаданской области (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. (далее - предприниматель) о взыскании 75859,12 руб.

Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение Магаданской области “Администрация Особой экономической зоны“ (далее - Администрация ОЭЗ).

Решением суда от 14.12.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован ссылкой на то, что предприниматель, являясь участником Особой экономической зоны в Магаданской области (далее - участник ОЭЗ), обоснованно воспользовался льготой по НДС, предусмотренной статьей 5 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ “Об Особой экономической зоне в Магаданской области“ (далее - Закон N 104-ФЗ), в соответствии с которой участник зоны освобождается от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет.

Кроме этого, Постановлением Правительства РФ от 31.08.2000 N 646 “Об условиях отнесения операций финансово-хозяйственной деятельности участников Особой экономической зоны в Магаданской области к операциям финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемым ими на территории указанной особой экономической зоны и в пределах Магаданской области“ (далее - Постановление N 646) определены критерии отнесения финансово-хозяйственных операций, осуществляемых участниками ОЭЗ, к операциям, подпадающим под льготный режим налогообложения, а именно:

- операции осуществляются с организациями и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в особой экономической зоне или в Магаданской области, и с физическими лицами, находящимися на этих территориях при продаже им товаров в розничной торговле, выполнении для них работ и оказании услуг;

- объекты операций находятся (выполняются, оказываются) на территории особой экономической зоны и в пределах Магаданской области.

Исходя из смысла указанных норм права, суд пришел к выводу, что для урегулирования спорных правоотношений имеет значение регистрация юридического
лица по территориальному признаку, то есть по месту осуществления фактической деятельности, и к этой регистрации можно приравнять постановку на налоговый учет в налоговых органах по месту нахождения как самого юридического лица, так и его обособленных подразделений.

Поскольку предприниматель осуществлял операции с юридическим лицом, постановленным на учет в качестве налогоплательщика в налоговых органах Магаданской области, то он правомерно воспользовался льготой участника ОЭЗ и не уплатил в бюджет НДС за март 2005 года в сумме 61534 руб., и налоговый орган необоснованно доначислил оспариваемым решением указанную сумму налога к уплате, а также соответствующие ей пени и штраф.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

Законность принятого судебного решения проверяется по жалобе налоговой инспекции, поддержанной ее представителем в заседании суда, которая просит его отменить, сославшись на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В частности, заявитель жалобы указывает на то, что предприниматель не вел раздельный учет операций финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области и вне территории ОЭЗ и пределов Магаданской области, что является нарушением статьи 5 Закона N 104-ФЗ.

Предприниматель в отзыве на кассационную жалобу отклонил содержащиеся в ней доводы и просил решение суда оставить без изменения, считая его законными и обоснованным.

Предприниматель и Администрация ОЭЗ участия в судебном заседании не принимали, хотя они надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 26.04.2006.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного решения и удовлетворения жалобы.

Как видно из
материалов дела, налоговая инспекция по результатам камеральной проверки представленной предпринимателем налоговой декларации по НДС за март 2005 года приняла 11.07.2005 решение N ВК-09-18/5974 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и одновременно предложила предпринимателю уплатить доначисленный налог и соответствующую пеню.

Поскольку предприниматель не исполнил в добровольном порядке требования N 27473 и N 755 об уплате налога, пени и штрафа, то налоговая инспекция обратилась за их взысканием в суд, который, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований о взыскании 75859,12 руб.

При этом суд исходил из того, что предприниматель является участником Особой экономической зоны в Магаданской области, что не оспаривается лицами, участвующими в деле, и подтверждается регистрационными документами.

В соответствии со статьей 5 Закона N 104-ФЗ, при осуществлении хозяйственной деятельности на территории особой экономической зоны и в пределах Магаданской области участники особой экономической зоны освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет.

Льготы, установленные настоящей статьей, предоставляются при условии ведения участниками особой экономической зоны отдельного учета операций финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемых в пределах особой экономической зоны и Магаданской области.

Налоговый орган не оспаривает, что НДС в сумме 61534 руб. получен предпринимателем от операций финансово-хозяйственной деятельности, осуществленных в пределах ОЭЗ и Магаданской области, но поскольку получен от оказания услуг покупателя, не зарегистрированного в ОЭЗ или Магаданской области, то предприниматель неправомерно воспользовался льготой как участник ОЭЗ.

Довод налогового органа является ошибочным и противоречит статье 5 вышеуказанного Закона N 104-ФЗ, которая предусматривает ведение учета участниками ОЭЗ операций финансово-хозяйственной деятельности,
осуществляемых ими в пределах ОЭЗ и Магаданской области. Данный учет предприниматель вел и правомерно воспользовался льготой, предоставленной указанной нормой права.

Ссылка налогового органа на то, что предприниматель необоснованно не уплатил в бюджет НДС, полученный от покупателя (ФГУП “Росморпорт“ Магаданский филиал), не зарегистрированного в ОЭЗ или в Магаданской области, что является нарушением Постановления Правительства РФ от 31.08.2000 N 646, правомерно признана судом несостоятельной, поскольку у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления НДС в спорной сумме, так как указанная организация в лице филиала расположена в г. Магадане и состоит на налоговом учете в налоговой инспекции N 1 по Магаданской области по месту осуществления деятельности в Магаданской области, то есть предпринимателем соблюдены требования Постановления N 646, а именно: операции осуществляются с организациями, зарегистрированными в Магаданской области, и там же находятся объекты операций, а услуги (работы) оказывает участник ОЭЗ, поэтому предприниматель правомерно не уплатил НДС в сумме 61534 руб. в бюджет, воспользовавшись льготой, предоставленной статьей 5 Закона N 104-ФЗ.

Кроме этого, заявляя о том, что предпринимателем не велся раздельный учет по операциям, осуществляемым в пределах и вне ОЭЗ, налоговый орган не обосновал, какая сумма налога получена налогоплательщиком от операций, осуществляемых за пределами ОЭЗ, и неправомерно заявлена в декларации за март 2005 года как льготируемая.

В связи с изложенным не принимается во внимание как ошибочный довод заявителя жалобы о неправильном применении судом норм материального права и несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, поэтому у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения жалобы.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение
от 14.12.2005 по делу N А37-3677/05-11 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.