Решения и постановления судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 03.05.2006, 25.04.2006 N Ф03-А73/06-1/881 по делу N А73-11396/2005-18 Правомерно удовлетворен иск о признании недействительным распоряжения органа местного самоуправления в части оприходования музейных экспонатов и материалов, поскольку представленными в дело доказательствами установлено, что у истца возникло право собственности на спорные экспонаты, не включенные в Музейный фонд РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 03 мая 2006 года Дело N Ф03-А73/06-1/881“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 25.04.2006. Полный текст постановления изготовлен 03.05.2006.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу главы Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края на решение от 22.11.2005 по делу N А73-11396/2005-18 Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению органа общественной самодеятельности поселка Де-Кастри “Надежда“ об оспаривании ненормативного акта главы Де-Кастринского сельского поселения.

В судебном заседании 18.04.2006 в порядке статьи 163 АПК РФ судебной коллегией объявлялся перерыв до 16 час. 40 мин. 25.04.2006.

Орган общественной самодеятельности поселка Де-Кастри “Надежда“ (далее по тексту -
ООС “Надежда“) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействительным распоряжения главы Де-Кастринского сельского поселения “О создании музея“ от 20.01.2005 N 3 в части оприходования музейных экспонатов и материалов.

Решением от 22.11.2005 заявленные требования удовлетворены. Пункт 3.1 распоряжения главы Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края от 20.01.2005 N 3 в части комиссионного оприходования музейных экспонатов и материалов признан недействительным как не соответствующий требованиям статей 218, 223, 226 ГК РФ и нарушающий право собственности заявителя на принадлежащее ему имущество.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Законность принятого решения от 22.11.2005 проверяется судом кассационной инстанции по жалобе главы Де-Кастринского сельского поселения, в которой заявитель просит его отменить в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам по делу, а также неправильным применением норм материального права (ст. 226 ГК РФ) и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

В обоснование жалобы заявителем указано на то, что судом не были учтены обстоятельства, свидетельствующие о том, что работа Титовой Л.С. по восстановлению и обеспечению сохранности музейных экспонатов профинансирована из средств школы, что подтверждается приказами от 30.12.1997 N 308, от 13.01.1998 N 310, от 14.01.1999 N 77. Кроме этого, поселковая администрация предоставила
музею помещение в безвозмездное пользование. Согласно книге учета поступивших музейных предметов, в которой зафиксированы источники поступления и состояние предмета, следует, что из архива школьного музея поступило 450 экспонатов. Между тем оценка стоимости экспонатов не проводилась, эксперты не привлекались. Заявитель в силу статьи 226 ГК РФ не обладает правом собственности на сохранившиеся от школьного музея экспонаты и материалы. Считает выводы суда о легитимности музея неправомерными, поскольку организационно-правовая форма ООС “Надежда“ - орган общественной самодеятельности - не соответствует требованиям закона, предъявляемым к деятельности музеев на территории Российской Федерации. Согласно статье 26 Закона “О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации“ музеи создаются в форме учреждений для осуществления культурных, образовательных и научных функций некоммерческого характера; в соответствии со статьями 120, 296 ГК РФ имущество учреждений является не собственностью, а принадлежит им на праве оперативного управления.

В отзыве на кассационную жалобу ООС “Надежда“, возражая относительно доводов кассационной жалобы, просит в ее удовлетворении отказать.

В судебных заседаниях суда кассационной инстанции представители сторон поддержали свои доводы и возражения относительно рассматриваемой кассационной жалобы.

Проверив законность обжалуемого судебного акта, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 09.05.1975 в средней школе поселка Де-Кастри открыт
комплексный школьный музей.

Согласно Положению о школьном музее, утвержденному Секретариатом ЦК ВЛКСМ, коллегией Министерства просвещения СССР и коллегией Министерства культуры СССР от 19.08.1974, собранный материал составляет фонд музея и учитывается в инвентарной книге, заверенной отделом народного образования. В случае прекращения деятельности все подлинные материалы должны быть переданы в государственный музей.

Звание “Школьный музей“ присваивается соответствующими комиссиями тем музеям, работа которых соответствует требованиям, изложенным в Приказе Министра просвещения РСФСР и Министра культуры РСФСР от 20.09.1967 N 245 “О мерах по дальнейшему улучшению деятельности школьных музеев“. По итогам смотра к паспортизации музеев выдается паспорт с приложением учетных карточек и выдается свидетельство. Через каждые 3 года все школьные музеи должны подтверждать звание, о чем делается отметка в соответствующих графах паспорта.

04.08.1981 решением комиссии Хабаровского края по смотру и паспортизации школьных музеев, оформленного протоколом N 8, краеведческому музею средней школы п. Де-Кастри Ульчского района Хабаровского края присвоено звание “Школьный музей“, о чем выдано свидетельство N 4172. Количество экспонатов школьного музея составило 120 единиц, из которых 83 единицы - подлинные предметы. Созданы экспозиции: “История создания Де-Кастри“, “Революция и Гражданская война в Де-Кастри“, “Жизнь и деятельность В.С.Хетагуровой в Де-Кастри“, “Жизнь и деятельность С.В.Суднева“, “Боевая и трудовая слава односельчан“.

В 1985 году подтверждено звание школьного музея.

Согласно Положению о паспортизации школьных музеев
1988 года, в 1991 году при очередной переаттестации школой не были представлены сведения о существовании музея.

В списке музеев, прекративших существование за 1990 - 1995 годы, краеведческий школьный музей средней школы п. Де-Кастри Ульчского района (свидетельство N 4172) числится как прекративший свое существование.

С 01.09.1997 начата работа по созданию музея, которую возглавила учитель музыки Титова Л.С. В связи с отсутствием в средней школе п. Де-Кастри свободных помещений по просьбе общественности была выделена комната в Доме культуры, принадлежащем Де-Кастринскому леспромхозу, расположенному по адресу: п. Де-Кастри, ул. Клубная, 3. Договор аренды или пользования помещением не заключался. К марту 1998 года собраны экспонаты.

В канун 145-летия п. Де-Кастри (март 1998 года) состоялось открытие музея в помещении Дома культуры Де-Кастринского леспромхоза. Данный факт нашел свое освещение в газете “Амурский маяк“. Руководителем инициативной группы по созданию музея являлась музыкальный работник школы Титова Л.С.

На основании распоряжения главы Администрации Ульчского района от 17.01.2000 N 23 здание Дома культуры передано на баланс Администрации Де-Кастринского сельского муниципального образования. Право муниципальной собственности на Дом культуры за Ульчским районом зарегистрировано 25.04.2002. Несмотря на изменение владельца здания, общественный музей располагался в помещении Дома культуры.

С 2000 года установлены контакты между музеем на общественных началах и Государственным музеем Дальнего Востока им. Н.И.Гродекова.

10.08.2003 создан орган общественной самодеятельности п.
Де-Кастри, регистрация которого произведена Министерством юстиции Российской Федерации. Орган общественной самодеятельности внесен в ЕГРЮЛ за N 1032700004480. Председателем совета органа общественной самодеятельности является Титова Л.С. Согласно уставу орган общественной самодеятельности является общественным объединением, не имеющим членства, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у проживающих в п. Де-Кастри граждан.

Для определения статуса музея решением общего собрания участников органа общественной самодеятельности от 14.11.2003 утвержден устав музея, в соответствии с которым общественный музей является структурным подразделением ООС “Надежда“. Создан совет музея.

Сбор, оформление, сохранность и содержание экспонатов музея на общественных началах осуществлялись руководством органа общественной самодеятельности п. Де-Кастри в лице Титовой Л.С. вместе с подростками, которыми издавался Информационный вестник музея “Я - де-кастринец“.

15.09.2004 общественный музей паспортизирован и включен в реестр музеев Хабаровского края. Согласно паспорту полное наименование музея - историко-краеведческий музей органа общественной самодеятельности “Надежда“, общая площадь музейных помещений - комната 47 кв. м, количество единиц хранения - 1200, состав экспозиций: “Лаперуза“, “Амурская экспозиция“, “Де-Кастринский укрепрайон“, “Де-Кастри в Великой Отечественной войне“, “Леспромхоз - начало пути“, “История школы“.

20.12.2004 между ООС “Надежда“ и Государственным музеем Дальнего Востока им. Н.И.Гродекова в целях организации досуга жителей п. Де-Кастри заключен договор на экспозицию коллекции бабочек в помещении Дома культуры, по условиям которого ООС “Надежда“ обязуется обеспечить за
свой счет доставку коллекции, выполнить работы по монтажу экспозиции, оплатить командировочные расходы сотрудников музея, сопровождающих выставку.

Во исполнение указанного договора в январе 2005 года в помещении Дома культуры, предоставленного под музейные экспозиции, открылась выставка бабочек.

19.01.2005 главой Администрации Де-Кастринского сельского поселения проведено совещание с повесткой дня “О нецелевом использовании помещения школьного музея в здании Дома культуры п. Де-Кастри“, по итогам которого принято решение - опечатать помещение музея до решения вопроса возврата экспозиции бабочек. Комиссионно произвести опись всего имеющегося имущества. Издать распоряжение по созданию музея на базе Дома культуры.

Распоряжением главы Де-Кастринского сельского поселения 20.01.2005 N 3 предписано создать сельский историко-краеведческий музей на базе сельского Дома культуры; утвердить состав совета музея; закрепить за создаваемым музеем помещение, незаконно занимаемое ООС “Надежда“, для чего комиссионно оприходовать сохранившиеся от школьного музея экспонаты и материалы, обеспечить их сохранность (п. 3.1).

ООС “Надежда“, считая распоряжение главы Де-Кастринского сельского поселения “О создании музея“ от 20.01.2005 N 3 в части оприходования (изъятия) музейных экспонатов и материалов недействительным, как нарушающим его право собственности на это имущество, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно статье 13 ГК РФ, статье 201 АПК РФ арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт,
решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что распоряжение главы сельского поселения от 20.01.2005 N 3 в оспариваемой части не соответствует требованиям статей 218, 223, 226 ГК РФ и нарушает право собственности на имущество ООС “Надежда“ в виде музейных экспонатов и предметов.

Право собственности на музейные предметы и музейные коллекции, а также порядок создания и функционирования музеев в Российской Федерации регулируется Федеральным законом “О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации“ от 26.05.1996 N 54-ФЗ (далее по тексту - ФЗ от 26.05.1996 N 54-ФЗ), статьей 5 которого установлено, что музейные предметы и коллекции, включенные в Музейный фонд Российской Федерации, являются неотъемлемой частью культурного наследия народов Российской Федерации.

Музейные предметы и коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, могут находиться в государственной, муниципальной или иных формах собственности (ст. 6).

Музейные предметы и коллекции считаются включенными в состав Музейного фонда Российской Федерации со дня регистрации соответствующего факта в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации. Собственнику выдается соответствующее свидетельство (ст. 8).

В этой связи судом указано на то обстоятельство, что
музейные предметы и коллекции музея в п. Де-Кастри не были включены в состав Музейного фонда Российской Федерации. Согласно справке Государственного музея Дальнего Востока им. Н.И.Гродекова музейные предметы и коллекции состоят из фотографий и документов 30-х - 90-х годов, собраний изделий из металла, найденных в окрестностях поселка, и образцов домашней вышивки. Основную часть составляют копийные материалы и фотографии невысокого научного и эстетического значения. Большинство из них наклеены на стенды, которые развешаны по стенам комнаты. Как подлинные памятники они уже утрачены и имеют научно-вспомогательное значение.

Учитывая изложенное, судом сделан обоснованный вывод о том, что экспонаты, собранные, оформленные и сохраненные ООС “Надежда“, не представляют научной ценности.

Статьей 26 ФЗ от 26.05.1996 N 54-ФЗ предусмотрено, что музеи в Российской Федерации создаются в форме учреждений для осуществления культурных, образовательных и научных функций некоммерческого характера.

Поскольку общественный музей в п. Де-Кастри не зарегистрирован в качестве учреждения, а школьный музей, образованный в 1975 году и зарегистрированный в 1981 году, утратил свой статус, так как в 1989 году не прошел переаттестацию, то суд пришел к правильному выводу о том, что школьный музей фактически отсутствует.

Судом установлено, что руководство средней школы п. Де-Кастри не осуществляло мероприятий по аттестации школьного музея, отказало в предоставлении помещения для размещения музейных экспонатов и коллекций, в связи с
чем музейные предметы и коллекции в 1996 году размещались в Доме культуры Де-Кастринского леспромхоза.

Кроме того, поиск экспонатов, их оформление и экспозиция осуществлены силами инициативной группы, в состав которой вошли школьники.

Таким образом, ни администрация школы, ни поселковая администрация не принимали участие в создании общественного музея, открытого в помещении Дома культуры, не осуществляли его финансирование, закуп экспонатов, иную поддержку в осуществлении деятельности инициативной группы.

Постановлением Верховного Совета РСФСР от 25.12.1990 N 447-1 “О неотложных мерах по сохранению национального культурного и природного наследия народов РСФСР“ местным Советам народных депутатов предписано: разработать в двухмесячный срок предложения об использовании объектов культурного и природного достояния народов РСФСР с целью предотвращения их разрушения, уничтожения и последовательного включения в социально-экономическую и культурную жизнь регионов.

Однако Советом народных депутатов Ульчского района не рассмотрен вопрос о сохранности прекратившего деятельность школьного музея, его коллекций и экспозиций, создании сельского музея в виде учреждения либо о постановке на баланс музейных экспонатов.

Согласно Письму Министерства культуры Российской Федерации от 14.04.99 N 01-79/16-25 “О порядке приобретения музеями Российской Федерации предметов музейного значения“ музеям, органам государственной власти, органам местного самоуправления разрешено приобретать художественные произведения, документальные материалы, предметы историко-культурного и естественно-научного значения.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ суду не представлено доказательств приобретения за счет средств средней школы, органа местного самоуправления музейных экспонатов и предметов.

Судом также указано на неподтвержденность обстоятельств, связанных с финансированием по приобретению, оформлению и сохранности музейных экспонатов и предметов со стороны средней школы и поселковой администрации.

Довод жалобы о том, что работа Титовой Л.С. по восстановлению и обеспечению сохранности музейных экспонатов профинансирована из средств школы, за счет средств местного бюджета, что подтверждается приказами от 30.12.1997 N 308, от 13.01.1998 N 310, от 14.01.1999 N 77, не принимается судом кассационной инстанции во внимание, поскольку данные документы не могут являться доказательствами действительности получения заявителем денежных средств, направленных на эти цели.

Статьей 218 ГК РФ определены основания приобретения права собственности, в том числе:

- право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества;

- лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Статьей 226 ГК РФ установлено, что движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность. Указанные движимые вещи могут быть обращены в свою собственность лицом, приступившим к их использованию или совершившим иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.

В соответствии со статьей 45 Закона РФ “О вывозе и ввозе культурных ценностей“ сделки в отношении движимых культурных ценностей должны заключаться в письменной форме.

Судом установлено, что между ООС “Надежда“ и физическими лицами (в основном, жителями п. Де-Кастри) заключены договоры дарения на культурные ценности, составляющие экспозиции музея ООС “Надежда“.

Факт совершения действий по оформлению в экспозиции, по хранению музейных предметов подтвержден при паспортизации музея, в котором отражено количество экспонатов и экспозиций, находящихся в музее. В ООС “Надежда“ ведется книга учета поступивших музейных предметов с указанием источника поступления, состояния предметов.

05.08.2004 проведена инвентаризация музейных фондов, что подтверждается актом от 27 сентября 2004 г. N 1, инвентаризационной описью, содержащей наименование предметов по состоянию на 17.09.2004.

Оценив представленные доказательства по делу в соответствии с правилами статьи 71 АПК РФ, суд пришел к правильному выводу о том, что у ООС “Надежда“ возникло право собственности на музейные экспонаты, не включенные в Музейный фонд Российской Федерации. В то время как изъятие (оприходование) предметов, находящихся в собственности ООС “Надежда“, согласно пункту 3.1 оспариваемого распоряжения, противоречит требованиям законодательства.

Ссылка заявителя жалобы на то, что организационно-правовая форма ООС “Надежда“ - орган общественной самодеятельности - не соответствует требованиям закона, предъявляющего особые условия к деятельности музеев на территории Российской Федерации, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку создание общественного музея как структурного подразделения ООС “Надежда“ не противоречит положениям ФЗ от 26.05.1996 N 54-ФЗ.

Иные доводы не имеют правового значения для дела.

Неправильного применения норм материального права, а также нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 22.11.2005 по делу N А73-11396/2005-18 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.