Решения и постановления судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 03.05.2006, 25.04.2006 N Ф03-А51/06-1/872 по делу N А51-5766/05-36-151 На субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 03 мая 2006 года Дело N Ф03-А51/06-1/872“

(извлечение)

Дата 2 мая 2006 года приведена в соответствии с оригиналом документа.

Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 2 мая 2006 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Администрации муниципального образования Черниговский район на решение от 16.09.2005, постановление от 31.01.2006 по делу N А51-5766/05-36-151 Арбитражного суда Приморского края по иску открытого акционерного общества “Приморский газ“ к Администрации муниципального образования Черниговский район, Министерству финансов Российской Федерации
в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Департаменту финансов Администрации Приморского края о взыскании 52514,71 руб.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: фрагмент текста “в лице Управления Федерального казначейства“ повторяется дважды.

Открытое акционерное общество “Приморский газ“ обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации муниципального образования Черниговский район, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Департаменту финансов Администрации Приморского края о взыскании 52514,71 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот отдельной категории граждан по оплате коммунальных услуг в 2002 году в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“.

Решением от 16.09.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.01.2006, исковые требования удовлетворены в сумме 34514,71 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ и в сумме 18000 руб. с Администрации МО Черниговский район.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю и Администрация МО Черниговский район в своих кассационных жалобах просят их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.

Министерство финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю считает, что не состоит в обязательственных правоотношениях
с истцом, а целевое финансирование спорных расходов осуществляется путем взаиморасчетов при исполнении федерального бюджета и бюджета субъектов РФ в форме финансовой помощи последним и субвенций для муниципальных образований из казны краевого бюджета на основании Постановления Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 и постановления губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387.

Полагает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 10 ФЗ “О ветеранах“ расходы на оплату жилья и коммунальных услуг ветеранам независимо от вида жилищного фонда возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Считает недоказанным наличие условий, при которых согласно статье 1069 Гражданского кодекса РФ могут быть удовлетворены требования о возмещении убытков.

Администрация МО Черниговский район в обоснование жалобы приводит доводы о том, что перечисленные в 2002 году на реализацию ФЗ “О ветеранах“ в Администрацию Черниговского района из бюджета Приморского края денежные средства в сумме 212 тыс. руб. направлены по целевому назначению.

Считает неучтенными платежные поручения N 27 от 07.02.2002 на 6000 руб., N 64 от 12.03.2002 на 6000 руб. и N 96 от 12.04.2002 на 6000 руб., подтверждающие перечисление 18000 руб. за 2001 год в счет погашения долга.

Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы
кассационных жалоб, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из нижеследующего.

Как видно из материалов дела, 01.01.2002 между ОАО “Приморский газ“ и Администрацией МО Черниговский район заключен договор о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот отдельной категории граждан по оплате услуг газа сжиженного в соответствии с ФЗ “О ветеранах“.

Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходов истца в сумме 52514,71 руб. составило его убытки, о взыскании которых заявлены настоящие исковые требования.

При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.

Так, статьей 10 ФЗ “О ветеранах“ в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам назван бюджет субъекта Федерации, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом и имеют целевое назначение.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 119-ФЗ принят 24.06.1999, а не 24.01.1999.

Федеральным законом “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ“ от 24.01.1999 (действующим до 07.07.2003), установлено, что финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.

В соответствии с пунктом 4 статьи
130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 “О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года“ предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

Как видно из материалов дела, постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо- и газоснабжающим организациям, Управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот в соответствии с ФЗ “О ветеранах“, который устанавливает финансирование указанных расходов из средств краевого бюджета и дотаций Приморскому краю на возмещение потерь в связи с изменением объема и порядка формирования Фонда компенсаций, поступающих из федерального бюджета, в порядке передачи субвенций муниципальным образованиям края.

Как установлено судом, в спорный период средства на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ФЗ “О ветеранах“, из федерального бюджета в бюджет Приморского края не передавались как не предусмотренные Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2002 год“.

Наряду с этим Законом Приморского края “О краевом бюджете на 2002 год“ от 07.06.2002 N 174-КЗ
в составе расходов бюджета Приморского края предусмотрено финансирование муниципальных образований на выполнение ими государственных полномочий по реализации ФЗ “О ветеранах“ в части предоставления льгот по оплате услуг газа, в том числе МО Черниговский район в размере 212 тыс. руб.

Материалами дела установлено, что названные средства доведены до муниципального образования в указанном объеме.

Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Приморский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного Федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет Черниговского района, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 34514,71 руб., за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.

Сумма 18000 руб. правомерно взыскана с Администрации МО Черниговский район, поскольку объем передаваемых средств не покрыл расходы истца на предоставление льгот, предусмотренных ФЗ “О ветеранах“.

Судом при рассмотрении спора установлено, что платежными поручениями N 27 от 07.02.2002, N 64 от 12.03.2002, N 96 от 12.04.2002 перечислены денежные средства за 2001 год, а не за 2002 год.

Все доводы кассационных жалоб были предметом рассмотрения в суде обеих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.

С учетом изложенного оснований для отмены принятых по делу судебных
актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 16.09.2005, постановление от 31.01.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-5766/05-36-151 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.