Решения и постановления судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.04.2006, 20.04.2006 N Ф03-А73/06-1/1288 по делу N А73-6598/2005-31 Обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другой уровень власти, в том числе на органы государственной власти субъекта Федерации, относится к расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: данное постановление имеет дату 25 апреля 2006 года, а не 20 апреля 2006 года.

от 20 апреля 2006 года Дело N Ф03-А73/06-1/1288“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 20.04.2006. Полный текст постановления изготовлен 25.04.2006.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 06.12.2005, постановление от 20.02.2006 по делу N А73-6598/2005-31 (АИ-1/76/06-43) Арбитражного суда Хабаровского края по иску открытого акционерного общества “Хабаровскэнерго“ к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому
краю, муниципальному образованию Нанайского района о взыскании 15366 руб. 79 коп.

Открытое акционерное общество “Хабаровскэнерго“ обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов РФ, Министерству финансов Хабаровского края, МО Нанайский район о взыскании 220,51 руб. (с учетом ее уменьшения), составляющих убытки от предоставления отдельной категории граждан льгот по оплате электроэнергии за период с октября по декабрь 2004 года в соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“.

Решением суда от 06.12.2005, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.02.2006, исковые требования удовлетворены за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, поскольку субъекту Федерации не были выделены из федерального бюджета средства для реализации льгот многодетным семьям. В иске к остальным ответчикам отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит их отменить как незаконные и необоснованные, в иске к казне РФ отказать.

В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неверно подошел к оценке нормативных актов, регулирующих правоотношения, связанные с установлением государственных полномочий по финансированию мероприятий, входящих в предмет совместного ведения РФ и ее субъектов, направленных на предоставление льгот многодетным семьям.

Кроме того, целевые денежные средства на реализацию данных льгот в федеральном
бюджете на 2004 год не утверждались, что в силу ст. 239 БК РФ об иммунитете бюджета, исключает возможность их взыскания за счет федерального бюджета.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из нижеследующего.

Как установлено материалами дела, истец в 2004 году предоставлял многодетным семьям льготы в размере 30% скидки от стоимости жилья и коммунальных услуг во исполнение Указа Президента РФ “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“.

Поскольку понесенные истцом расходы не были компенсированы органами государственной власти и местного самоуправления за счет соответствующих уровней бюджета, он обратился с настоящим иском в суд.

Согласно Указу Президента РФ от 05.05.1992 N 431, предписывающему органам исполнительной власти краев, областей установить такую льготу, и изданному во исполнение Письму Минфина РФ и Минсоцзащиты РФ от 29.06.1992 NN 51, 1-2359-18 “О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей“ (пункт 2), источником финансирования дополнительных затрат, возникающих при реализации указанной льготы, названы средства местных бюджетов.

Однако Решением Верховного Суда РФ от 26.03.2003 N ГКПИ03-139 указанный пункт 2 Письма от 29.06.1992 признан недействующим.

Обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другой уровень власти, в том числе на органы государственной власти субъекта Федерации, в силу статьи 84 Бюджетного кодекса РФ относится
к расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета.

Исходя из указанных норм, а также ФЗ от 24.06.1999 N 119-ФЗ “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации“ средства на реализацию льгот, установленных федеральным законодательством, должны предусматриваться в федеральном бюджете для передачи нижестоящим бюджетам.

Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 “О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года“ предусмотрено закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.

В соответствии с пунктом 4 статьи 130 Бюджетного кодекса РФ финансовые средства, необходимые для осуществления полномочий РФ, не относящихся к предметам ведения субъекта, предусматриваются в бюджете, из которого передаются расходы как отдельный вид расходов бюджета и учитываются отдельно по каждому виду расходов.

Как установлено из материалов дела и не опровергнуто Министерством финансов РФ, средства компенсаций на осуществление государственных полномочий по предоставлению гражданам льгот по Указу Президента РФ “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“ в федеральном бюджете
в 2004 году не запланированы и Хабаровскому краю в спорный период не выделялись, а потому в бюджетах Хабаровского края и муниципальных образований края не утверждались.

На основании указанного выше законодательства, также ФЗ от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ МО Нанайский район и Хабаровский край от ответственности по иску правомерно освобождены судом.

В связи с изложенным убытки истца, связанные с предоставлением льгот по оплате льгот ЖКУ многодетным семьям, обоснованно возмещены за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 06.12.2005, постановление от 20.02.2006 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-6598/2005-31 (АИ-1/76/06-43) оставить без изменения, кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.