Решения и постановления судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.04.2006, 18.04.2006 N Ф03-А04/06-1/1336 по делу N А04-9429/05-2/279 Поскольку денежные средства субъекту Федерации для реализации государственных полномочий по исполнению федерального закона не были выделены в полном объеме, правомерно иск о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот гражданам, удовлетворен за счет средств федерального бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 25 апреля 2006 года Дело N Ф03-А04/06-1/1336“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2006 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области на решение от 21.12.2005 по делу N А04-9429/05-2/279 Арбитражного суда Амурской области по иску открытого акционерного общества “Амурэнерго“ в лице ФАО “Амурэнергосбыт“ к Администрации г. Райчихинска, Финансовому отделу Администрации г. Райчихинска, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области, Финансовому департаменту Администрации Амурской
области о взыскании 659127,20 руб.

Открытое акционерное общество “Амурэнерго“ в лице ФАО “Амурэнергосбыт“ обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Администрации г. Райчихинска, Финансовому отделу Администрации г. Райчихинска, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области, Финансовому департаменту Администрации Амурской области о взыскании 659127,20 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2004 году в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Решением от 21.12.2005 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с решением от 21.12.2005, Управление Федерального казначейства по Амурской области в своей кассационной жалобе просит его отменить как принятое с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела.

Указывает на то, что в соответствии со статьей 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации, поэтому социальная защита инвалидов не является вопросом исключительных полномочий Российской Федерации, а согласно статье 85 Бюджетного кодекса РФ обеспечение социальной защиты населения относится к расходам, финансируемым совместно из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и средств местных бюджетов.

Считает, что суд неправомерно взыскал расходы истца за
счет казны Российской Федерации, поскольку пунктом 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901, обязанность по возмещению расходов, связанных с предоставлением жилищно-коммунальных льгот гражданам, проживающим в жилищном фонде, находящемся в собственности субъекта РФ и муниципального образования, отнесена на субъект РФ.

Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятого решения, исходя из нижеследующего.

Как видно из материалов дела, ОАО “Амурэнерго“ в лице ФАО “Амурэнергосбыт“ во исполнение ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ в 2004 году предоставило льготы отдельной категории граждан при оплате за потребленную электрическую энергию.

Размер понесенных истцом расходов за указанный период подтверждается актами сверки, подписанными истцом и Администрацией г. Райчихинска, первичными документами о предоставлении льгот гражданам.

В связи с невозмещением истцу его расходов по предоставлению льгот у последнего образовались убытки в размере 659127,20 рубля, о взыскании которых на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ заявлены настоящие исковые требования.

Поскольку указанные расходы не возмещены истцу государственными и муниципальными органами исполнительной
власти из соответствующих бюджетов, заявлены настоящие требования об их взыскании в соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.

Удовлетворяя исковое требование, суд исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства и правильно применил нормы права.

Статьей 17 ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ предусмотрено предоставление льгот по оплате коммунальных услуг соответствующей категории граждан в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.1996, изданным во исполнение указанного Закона, предусмотрено, что льготы возмещаются в порядке, установленном субъектом РФ и органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 “О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года“ предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

Пунктом 4 статьи 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ должны передаваться в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий целевым назначением.

Согласно ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“ на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг Амурской области предусмотрено выделение 146901 тыс. руб.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: после слова “областном“ должно находиться слово “бюджете“.

Законом Амурской области “О внесении изменений и дополнений в Закон Амурской области
“Об областном на 2004 год“ на реализацию льгот по жилищно-коммунальным услугам г. Райчихинску предусмотрено субвенций на сумму 7443 тыс. руб.

Доказательств нецелевого использования полученных субъектом бюджетных средств в деле не имеется.

Вместе с тем потребность денежных средств г. Райчихинска составила 447675,7 тыс. руб.

Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Амурскую область финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанных федеральных законов, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет г. Райчихинска, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 659127,20 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.

С учетом изложенного оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 21.12.2005 по делу N А04-9429/05-2/279 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.