Решения и постановления судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 20.04.2006, 13.04.2006 N Ф03-А73/06-2/984 по делу N А73-11293/2005-63 Суммы НДС по основным средствам, приобретенным до перехода на упрощенную систему налогообложения и используемым после перехода на такую систему налогообложения, не подлежат восстановлению в бюджет.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 20 апреля 2006 года Дело N Ф03-А73/06-2/984“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2006 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю на решение от 23.12.2005 по делу N А73-11293/2005-63 Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Стерна“ к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю о признании недействительным решения.

Общество с ограниченной ответственностью “Стерна“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением
о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю (далее - Инспекция, налоговый орган) от 29.07.2005 N 18-20/1747 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за неполную уплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС).

Решением суда от 23.12.2005 заявление удовлетворено. Признавая ненормативный акт налогового органа недействительным, суд пришел к выводу об отсутствии у Инспекции оснований для привлечения общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания штрафа в размере 6885 руб., доначисления НДС в сумме 34423 руб. и пени - 14135,57 руб., поскольку законодательство о налогах и сборах не содержит норм, обязывающих налогоплательщика, перешедшего на упрощенную систему налогообложения, восстанавливать суммы НДС по основным средствам и товарно-материальным ценностям, приобретенным до перехода на данную систему налогообложения.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с решением суда, Инспекция подала кассационную жалобу, поддержанную ее представителем в судебном заседании кассационной инстанции, в которой просит его отменить, так как судом неправильно применены нормы материального права, и в удовлетворении требований ООО “Стерна“ отказать. По мнению заявителя жалобы, общество, перешедшее с 01.01.2003 на упрощенную систему налогообложения, не признается плательщиком НДС и поэтому обязано было восстановить полученный в порядке возмещения из бюджета НДС в сумме
34423 руб., приходящийся на недоамортизированные основные средства, приобретенные до перехода на упрощенную систему налогообложения.

Представители общества в отзыве на кассационную жалобу и в суде кассационной инстанции против доводов жалобы возражают, считая решение суда законным и обоснованным.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены решения суда исходя из следующего.

Как видно из материалов дела, в связи с ликвидацией ООО “Стерна“ Инспекцией проведена выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2002 по 31.03.2005, по результатам которой принято решение от 29.07.2005 N 18-20/174 о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 6885 руб., доначислении НДС в сумме 34423 руб. и пени - 14135,57 руб., оспоренное последним в судебном порядке.

Основанием для привлечения ООО “Стерна“ к налоговой ответственности, доначисления НДС и пени, как видно из решения налогового органа, явилось то, что общество при переходе с 01.01.2003 на упрощенную систему налогообложения не восстановило и не уплатило в бюджет в 4 квартале 2002 года НДС в сумме 34423 руб. с остаточной стоимости основных средств и материалов, ранее предъявленный к
вычету в порядке статьи 172 НК РФ при применении общего режима налогообложения.

Удовлетворяя требования общества, суд правомерно исходил из положений пункта 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с названным Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров на территории Российской Федерации, принимаются к налоговому вычету на основании соответствующих первичных документов, перечень которых приведен в пункте 1 статьи 172 Кодекса, в том отчетном периоде, когда эти товары приобретены и приняты на учет, а не в том периоде, когда эти товары будут фактически реализованы (использованы). Иными словами, названные нормы Кодекса право налогоплательщика на вычеты не связывают с моментом реализации (использования) товаров.

Законодательство о налогах и сборах не содержит норм, обязывающих налогоплательщика, перешедшего на упрощенную систему налогообложения, восстановить в декларации за налоговый период, предшествующий такому переходу, суммы
налога на добавленную стоимость по основным средствам с учетом их остаточной стоимости на дату начала применения упрощенной системы налогообложения.

Такой вывод согласуется и с положениями пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ, на основании которых организации, не являющиеся плательщиками НДС, обязаны перечислять налог в бюджет только в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением НДС. В данном случае НДС возмещен до перехода предприятия на упрощенную систему налогообложения.

Таким образом, последующее изменение режима налогообложения не может служить основанием для обязания ООО “Стерна“, не являющегося с 01.01.2003 плательщиком НДС, восстанавливать суммы этого налога, правомерно предъявленные к вычету в предыдущих налоговых периодах.

Как следует из анализа статей 146, 170 - 172 Налогового кодекса РФ, в случае если спорное имущество приобреталось и использовалось для производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, возникает право на налоговый вычет, несмотря на последующие изменения в использовании имущества.

Судом установлено, что основные средства и материалы приобретены для осуществления производственной деятельности до перехода на упрощенную систему налогообложения и не были полностью амортизированы. При этом налоговым органом не оспаривается правомерность отнесения обществом в соответствующих периодах сумм НДС к вычету в соответствии со статьями 171, 172 НК РФ.

При таких обстоятельствах арбитражным судом сделан обоснованный вывод о том, что сумма налога на добавленную стоимость по основным
средствам, приобретенным до перехода на упрощенную систему налогообложения и используемым после перехода на такую систему налогообложения, не подлежит восстановлению.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23.12.2005 по делу N А73-11293/2005-63 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.