Решения и постановления судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.04.2006, 11.04.2006 N Ф03-А04/06-1/1144 по делу N А04-8886/05-17/191 Поскольку ответчик не доказал, что обеспечил субъект Федерации финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению федеральных законов, правомерно убытки истца взысканы с казны Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 18 апреля 2006 года Дело N Ф03-А04/06-1/1144“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2006 года.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо слов “в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю“ следует читать “в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области“.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 06.12.2005 по делу N А04-8886/05-17/191 Арбитражного суда Амурской области по иску открытого акционерного общества “Райчихинскгаз“ к Администрации Октябрьского
района Амурской области, Министерству финансов Российской Федерации, Финансовому департаменту Администрации Амурской области о взыскании 182537,70 руб.

Открытое акционерное общество “Райчихинскгаз“ обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Администрации Октябрьского района Амурской области, Министерству финансов Российской Федерации, Финансовому департаменту Администрации Амурской области о взыскании 182537,70 руб. убытков, возникших в связи с предоставлением населению области льгот по оплате за газ, установленных ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, Законом РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“, Указом Президента РФ “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“, Положением о почетном доноре Амурской области.

До вынесения решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил размер исковых требований до 181700,20 руб. в связи с возмещением расходов за льготы, предоставленные почетным донорам Амурской области.

Решением от 06.12.2005 требования истца удовлетворены в уточненном объеме путем взыскания в его пользу с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации 181700,20 руб. убытков за предоставленные льготы гражданам на основании ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, Закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“, Указа Президента РФ “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Обратившись в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой на состоявшееся решение от 06.12.2005, Министерство финансов РФ
в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области просит его отменить как принятое с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела.

Заявитель жалобы ссылается на недоказанность условий, при которых согласно статье 1069 Гражданского кодекса РФ могут быть удовлетворены требования о возмещении убытков.

В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что согласно статье 72 Конституции РФ и статье 85 Бюджетного кодекса РФ вопросы социального обеспечения относятся к совместному ведению Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований и финансируются за счет их бюджетов.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из нижеследующего.

Как видно из материалов дела, ОАО “Райчихинскгаз“ предоставило отдельным категориям граждан в 2003 - 2004 годах льготы по оплате коммунальных услуг (газа) в соответствии с ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, Законом РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“, Указом Президента РФ “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“.

Ввиду невозмещения расходов на сумму 181700,20 руб. ОАО “Райчихинскгаз“ обратилось с настоящим иском в суд.

При рассмотрении спора суд, исходя из ФЗ “О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации“, Закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“, Указа Президента РФ “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“, установивших льготы указанным категориям лиц, обоснованно определил источник финансирования - федеральный бюджет, что соответствует ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 119-ФЗ принят 24.06.1999, а не 24.01.1999.

Федеральным законом “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации“ от 24.01.1999 (действующим до 07.07.2003), установлено, что финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.

В соответствии с пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 “О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года“ предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

Как установлено судом, расходы в законах о федеральном бюджете на 2003
- 2004 годы на реализацию ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, Закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“, Указа Президента РФ “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“ в полном объеме не предусмотрены.

Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Амурскую область - финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанных федеральных законов, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 181700,20 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.

С учетом изложенного оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 06.12.2005 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-8886/05-17/191 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.