Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.03.2006 N Ф03-А73/06-2/136 Поскольку предприниматель осуществляла перевозку пассажиров при отсутствии согласованного и утвержденного в установленном порядке паспорта и без схемы маршрута с указанием опасных участков, правомерно удовлетворено требование административного органа о привлечении ее к ответственности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 01 марта 2006 года Дело N Ф03-А73/06-2/136“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления оглашена 22 февраля 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2006 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ф.И.О. на решение от 19.10.2005 по делу N А73-14305/2005-11АП Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению Дальневосточного управления государственного автодорожного надзора к индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. о привлечении к административной ответственности.

В Арбитражный суд Хабаровского края обратилось Дальневосточное управление государственного автодорожного надзора с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Ф.И.О. к административной ответственности по основаниям, предусмотренным частью 3 ст. 14.1 КоАП
РФ.

Решением от 19.10.2005 требования административного органа удовлетворены. Суд привлек предпринимателя Малышевскую С.Ю. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 ст. 14.1 КоАП РФ, и подверг ее штрафу в размере 30 минимальных размеров оплаты труда, что в денежном выражении составило 3000 руб.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе предприниматель Малышевская С.Ю. предлагает решение суда первой инстанции отменить, заявление Дальневосточного управления государственного автодорожного надзора о привлечении предпринимателя к административной ответственности оставить без удовлетворения.

Предприниматель Малышевская С.Ю. полагает, что привлечение ее к административной ответственности является неправомерным, поскольку работа водителей по перевозке пассажиров организована ею в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“ и Распоряжением Правительства РФ от 02.02.1996 N 133-р. Кроме того, пункт 5.2.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2, не предусматривает возложения на предпринимателей обязанности по согласованию с администрацией города паспорта маршрута, схемы и графика движения.

Также неправомерно, по мнению заявителя жалобы, суд руководствовался пунктом 76 Устава автомобильного транспорта РСФСР от 08.01.1969, а также параграфом 5 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утвержденных Приказом Минтранса РСФСР от 24.12.1987 N 176, так как перечисленные нормы не регламентируют деятельность индивидуальных предпринимателей по перевозке пассажиров.

Изложенные в жалобе доводы представители предпринимателя Малышевской С.Ю. поддержали в заседании суда кассационной инстанции.

Представитель Дальневосточного управления государственного автодорожного надзора в заседании суда кассационной инстанции не участвовал.

Исходя из доводов заявителя жалобы, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и не нашел оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта.

Как видно
из материалов дела, перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, предприниматель Малышевская С.Ю. осуществляет на основании лицензии N АСС-27-034390 от 31.07.2005, выданной Хабаровским краевым отделением Российской транспортной инспекции.

В ходе проверки, проведенной 15.09.2005 на основании распоряжения Дальневосточного управления государственного автодорожного надзора N 07-398 от 06.09.2005, установлено, что принадлежащий предпринимателю Малышевской С.Ю. автобус ПАЗ-3205, государственный номер Х165РМ27, осуществляет перевозку пассажиров по маршруту N 333с. При этом у предпринимателя отсутствовали утвержденный в установленном законодательством порядке график движения, паспорт маршрута и схема маршрута с указанием опасных участков.

Перечисленные нарушения зафиксированы в протоколе об административном правонарушении от 28.09.2005 N 340 серия 27 N 000066.

Рассмотрев материалы административного производства и установив фактические обстоятельства дела, суд пришел к правильному выводу о том, что при осуществлении перевозки пассажиров предприниматель Малышевская С.Ю. нарушила лицензионные требования и условия, и правомерно привлек правонарушителя к административной ответственности по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с нормами Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности“ от 08.08.2001 N 128-ФЗ (с изменениями и дополнениями), одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации, в том числе положений о лицензировании конкретных видов деятельности. Условия и требования осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом регламентированы в Положении о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2002 N 402 (с изменениями, далее - Положение), и определяются в выдаваемой лицензии. В силу требований настоящего Положения, лицензиат обязан обеспечивать соблюдение условий, указанных в лицензии, и выполнять установленные требования по обеспечению безопасности движения и
пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом, осуществлять меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

Приказом Минтранса от 09.03.1995 N 27 утверждено Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, устанавливающее основные задачи и требования к организации по обеспечению безопасности дорожного движения, профессиональной надежности водительского состава, эксплуатации транспортных средств в технически исправном состоянии и обеспечении безопасных условий перевозок пассажиров и грузов при организации перевозочного процесса.

Согласно пунктам 2.1, 4.1, 5.4 названного Положения, обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в частности, в обеспечении водителей необходимыми путевыми документами, в том числе графиками движения установленной формы.

Аналогичная обязанность предусмотрена в пункте 5.2.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министра транспорта РФ от 08.01.1997 N 2, согласно которому владелец автобуса обязан обеспечить водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути, что является неотъемлемой частью организации перевозочного процесса, обеспечивающего безопасные условия перевозок пассажиров.

Поскольку деятельность лицензиатов по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности они обязаны неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.

В соответствии со статьей 72 Закона РФ от 06.07.1991 N 1550-1 “О местном самоуправлении в Российской Федерации“ (с изменениями и дополнениями) к полномочиям городской администрации в области транспорта относится осуществление контроля за работой транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города, а также утверждение маршрутов и графиков движения местного транспорта. Последнее в равной степени относится и к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим указанный вид деятельности, что согласуется с принципом равных условий деятельности для всех хозяйствующих субъектов, установленным Конституцией
Российской Федерации.

В силу статьи 21 Федерального закона “О безопасности дорожного движения“ от 10.12.1995 N 196-ФЗ, мероприятия по организации дорожного движения осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги, в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог. В статье 6 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 28.08.1995 N 154-ФЗ предусмотрено, что организация пассажирских перевозок является предметом ведения органов местного самоуправления.

При этом нормы Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ и Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1, касающиеся предмета ведения органов местного самоуправления, действуют в части, не противоречащей положениям главы 12 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ.

Из изложенного следует, что графики движения автобусов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - перевозчиков утверждаются по согласованию с соответствующими уполномоченными органами.

Кроме того, в соответствии с решением Хабаровской городской Думы от 16.07.2002 N 231 “Об утверждении Положения об организации перевозки пассажиров автомобильным транспортом в городе Хабаровске“ составление, утверждение паспортов, схем маршрутов и графиков движения местного транспорта возложено на Администрацию города Хабаровска.

Суд установил, что предприниматель Малышевская С.Ю. осуществляла перевозку пассажиров при отсутствии согласованного и утвержденного в установленном порядке паспорта маршрута и без схемы маршрута с указанием опасных участков.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о доказанности вины предпринимателя в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 14.1 КоАП РФ, является правомерным.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 19.10.2005 по делу N А73-14305/2005-11АП Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения,
кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.