Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.02.2006, 31.01.2006 N Ф03-А73/05-1/4579 по делу N А73-7533/2004-51 Правомерно частично удовлетворен иск об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора о приемке-передаче сетей водопровода и канализации, поскольку согласно действующему законодательству обязанность нести расходы на содержание имущества не возлагается на истца.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 07 февраля 2006 года Дело N Ф03-А73/05-1/4579“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 31.01.2006. Полный текст постановления изготовлен 07.02.2006.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска “Водоканал“, Департамента муниципальной собственности г. Хабаровска на постановление от 10.10.2005 по делу N А73-7533/2004-51 (АИ-1/1077/05-47) Арбитражного суда Хабаровского края по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации “Хабаровскэнерго“ к муниципальному унитарному предприятию г. Хабаровска “Водоканал“ об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора.

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации “Хабаровскэнерго“ обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к муниципальному унитарному предприятию
г. Хабаровска “Водоканал“ об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора N 283 о приемке-передаче сетей водопровода и канализации от ОАО “Хабаровскэнерго“ на баланс МУП г. Хабаровска “Водоканал“.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент муниципальной собственности г. Хабаровска (далее - ДМС Хабаровска), Министерство имущественных отношений Хабаровского края, Территориальное управление Министерства имущественных отношений РФ по Хабаровскому краю, Министерство финансов Хабаровского края.

Решением от 07.02.2005 в иске отказано. При этом суд исходил из того, что сети, указанные в приложении договора, не были переданы в муниципальную собственность в установленном законом порядке, поэтому у истца отсутствуют правовые основания для обращения в суд с настоящим иском.

Постановлением апелляционной инстанции от 06.05.2005 решение от 07.02.2005 отменено, договор о приемке-передаче сетей водопровода и канализации от ОАО “Хабаровскэнерго“ на баланс МУП г. Хабаровска “Водоканал“ принят в редакции ОАО “Хабаровскэнерго“.

Постановлением кассационной инстанции от 05.08.2005 постановление апелляционной инстанции от 06.05.2005 отменено и дело направлено на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Хабаровского края, так как судом в нарушение статей 15, 268, 271 АПК РФ не проверены не урегулированные сторонами пункты договора на предмет того, какая редакция из предложенной соответствует действующему законодательству.

При новом рассмотрении спора постановлением от 10.10.2005 решение от 07.02.2005 отменено, пункты 3.2.2 и 4.1 договора N 283 о приемке-передаче сетей водопровода и канализации от ОАО “Хабаровскэнерго“ на баланс МУП г. Хабаровска “Водоканал“ приняты в редакции истца, пункты 2.1, 2.2, 2.3, 3.1.3, 4.2, 6.1 из текста договора исключены. Пункт 3.2.1 договора принят в редакции МУП г. Хабаровска “Водоканал“.

Не согласившись с постановлением суда
апелляционной инстанции от 10.10.2005, МУП г. Хабаровска “Водоканал“ и ДМС г. Хабаровска предлагают его отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.

В обоснование жалобы ДМС г. Хабаровска указывает на то, что судом при вынесении постановления нарушены права и законные интересы муниципального образования - Администрации г. Хабаровска, не привлеченного к участию в деле, хотя ДМС ходатайствовало об этом.

В обосновании жалобы МУП г. Хабаровска “Водоканал“ приведены доводы о том, что ОАО “Хабаровскэнерго“ обязано привести передаваемые сети в технически исправное состояние. Считает, что судом этот факт не учтен и пункты 2.1, 2.2, 3.1.3, 3.2.2, 4.1 неправомерно приняты в редакции “Хабаровскэнерго“ со ссылкой на Постановление Совета Министров РФ от 23.12.1993 N 1325 “О финансировании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых в ведение местных органов исполнительной власти при приватизации предприятия“ и на Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 235 “О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность“.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

В заседании суда кассационной инстанции представители ДМС г. Хабаровска и МУП г. Хабаровска “Водоканал“ дали прояснения, соответствующие текстам жалоб, а представитель истца, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить постановление без изменения.

Другие лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, участия в нем не принимали.

В судебном заседании объявлялся перерыв в порядке ст. 163 АПК РФ до 31.01.2006 до 16 часов 30 минут.

Проверив законность постановления апелляционной инстанции от 10.10.2005, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела, ответчиком на основании Постановления Правительства
РФ от 07.03.1995 N 235, постановления главы Администрации г. Хабаровска от 14.06.1994 N 1275, постановления мэра г. Хабаровска от 29.06.2000 N 738 в адрес ОАО “Хабаровскэнерго“ был отправлен проект договора N 283 о приемке-передаче сетей водопровода и канализации от ОАО “Хабаровскэнерго“ Хабаровская ТЭЦ-1 на баланс МУП г. Хабаровска “Водоканал“.

Истцом данный проект не согласован, представлен протокол разногласий по следующим пунктам договора: п. 2.1, п. 2.2, п. 2.3, п. 3.1.3, п. 3.2.2, п. 4.1, п. 4.2, п. 6.1.

При этом п. 2.1 предложен ответчиком в следующей редакции: “расходы на содержание принимаемых сетей и материально-технические ресурсы составляют 5061465 руб. с НДС согласно финансовому плану“.

Предлагаемая редакция истца: “расходы МУП г. Хабаровска “Водоканал“ по содержанию и ремонту принимаемых сетей финансируются за счет средств федерального бюджета в пределах средств, прошедших защиту в Министерстве финансов РФ, в сумме 28062300 руб.“.

Редакция п. 2.2, предложенная ответчиком: “расходы за ремонт сетей - 98498907 руб.“, в редакции ответчика пункт 2.3: “жилая служебная площадь 183,4 кв. м или компенсация ее стоимости 2460175 руб.“.

Предлагаемая редакция истца: пункты 2.2, 2.3 исключить.

Пункт 3.1.3 предложен ответчиком в следующей редакции: “ОАО “Хабаровскэнерго“ обязуется передать МУП г. Хабаровска “Водоканал“ финансовые средства на ремонт и содержание принимаемых в муниципальную собственность сетей, а также на приобретение жилой служебной площади 183,4 кв. м и материально-технических ресурсов в сумме 77958247 руб. с учетом НДС“.

Пункт 3.1.3 истцом исключен.

Пункт 3.2.1 в редакции ответчика: “МУП г. Хабаровска “Водоканал“ обязуется передать “Хабаровскэнерго“ акт технического обследования, смету на ремонтно-восстановительные работы и финансовый план на содержание принимаемых в муниципальную собственность инженерных сетей“.

Предлагаемая редакция истца п. 3.2.1: слова “смету на
ремонтно-восстановительные работы и финансовый план на содержание принимаемых в муниципальную собственность инженерных сетей“ исключить.

В соответствии с п. 3.2.3 в редакции ответчика МУП г. Хабаровска “Водоканал“ обязуется согласно документам по приемке-передаче принять сети водопровода - 4371,5 п/м по акту приема-передачи (приложения N 1) на баланс в течение 5 дней после перечисления расходов, предоставления служебного жилья и подписания авизо.

Предлагаемая редакция истца п. 3.2.2: “принять сети водопровода - 4371,5 п/м и сети канализации - 5559,65 п/м по акту приема-передачи (приложение 1) на баланс в течение десяти дней с момента подписания настоящего договора“.

Редакция п. 4.1 ответчика: “ОАО “Хабаровскэнерго“ в срок до 01.06.2004 перечисляет на расчетный счет МУП г. Хабаровска “Водоканал“ 77958247 руб.“.

Предлагаемая редакция истца п. 4.1: “средства для финансирования и содержания, ремонта и эксплуатации объектов коммунальных сетей, переданных на баланс МУП г. Хабаровска “Водоканал“, аккумулируются на расчетных счетах муниципальных структур для последующей их передачи МУП г. Хабаровска “Водоканал“.

Редакция ответчика п. 4.2: “ОАО “Хабаровскэнерго“ передает расходы на содержание и ремонт сетей канализации в размере 28062300 руб. в связи с перечислением их из Министерства финансов РФ“.

Редакция ответчика п. 6.1: “если расходы не переданы в течение квартала, в котором сделан расчет, то расходы пересчитываются в связи с изменением цен и тарифов и взимается плата в размере 2% от общих расходов на перерасчет“.

Пункты 4.2, 6.1 истец предложил исключить.

При принятии постановления суд апелляционной инстанции правильно применил ч. 5 ст. 49 АПК РФ и обоснованно исключил из текста договора пункты 2.3, 3.1.3, 4.2, 6.1 в связи с признанием ответчиком на основании ст. 70 АПК РФ исковых требований в этой части.

Согласно
Постановлению Совета Министров Российской Федерации от 23.12.1993 N 1325 “О финансировании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых в ведение местных органов исполнительной власти при приватизации предприятий“ (с изменениями на 27.08.1999), что финансирование переданных в ведение местных органов исполнительной власти указанных объектов осуществлялся за счет средств бюджетов краев в составе Российской Федерации.

При этом расходы по соответствующим бюджетам, возникающие в связи с передачей указанных объектов, подлежат возмещению за счет отчислений 100% поступающих в эти бюджеты дивидендов по акциям, закрепленным в государственной, муниципальной собственности, доходов от приватизации, а также за счет средств республиканского бюджета, выделяемых при уточнении бюджетных взаимоотношений.

Данным Постановлением Министерству финансов РФ поручено при определении взаимоотношений между республиканским бюджетом и бюджетами краев учитывать расходы на содержание объектов, переданных в муниципальную собственность, на основании актов приема-передачи объектов с приложением необходимых расчетов и обоснований, с учетом поступлений налога на содержание жилищного фонда, плательщиками которого становятся приватизируемые предприятия при передаче в ведение местных органов власти объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 235 “О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную общественность субъектов РФ и муниципальную собственность“ (с изменениями на 27.08.1999), изданного на основании Постановления Совета Министров РФ N 1325, средства для финансирования содержания объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, переданных в муниципальную собственность, предусмотренные законодательством на эти цели, в том числе выделенные субъектам РФ из федерального бюджета, а также платежи потребителей услуг жилищно-коммунального хозяйства, средства предприятий, предусмотренные ими для финансирования капитального жилищного фонда, и другие поступления на содержание и эксплуатацию указанных объектов, аккумулируются на расчетных
счетах муниципальных структур, осуществляющих управление этими объектами.

При исследовании и оценке условий договора в соответствии с вышеназванными нормами действующего законодательства суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что положений, обязывающих приватизируемые предприятия выделять денежные средства на ремонт и содержание передаваемых объектов коммунально-бытового назначения, в них не содержится.

Таким образом, установив, что указанными нормативными актами определены источники финансирования и содержания передаваемых объектов, а ОАО “Хабаровскэнерго“ согласно данным нормам права не обязано, а вправе по своему желанию принимать участие в совместном финансировании содержания этих объектов, суд апелляционной инстанции правомерно исключил из условий договора п. 2.1, 2.2, 2.3, 3.13, 4.1, обязывающие ОАО “Хабаровскэнерго“ без его согласия одновременно с передачей имущества в муниципальную собственность передать и материальные ресурсы на ремонт сетей и содержание объектов коммунально-бытового назначения.

Кроме того, суд установил, что пункты 3.2.2, 4.1 договора, изложенные в редакции ОАО “Хабаровскэнерго“, не противоречат вышеназванным постановлениям, регулирующим порядок передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность, а предложенная ответчиком редакция об обязании истца финансировать ремонт и содержания передаваемых сетей противоречит указанным нормам права, правомерно принял вышеназванные пункты договора в редакции, предложенной ОАО “Хабаровскэнерго“.

Пункт 3.2.1 договора обоснованно принят судом в редакции МУП г. Хабаровска “Водоканал“, так как данный пункт не нарушает права ни одной из сторон договора и фактически исполнен ответчиком.

В данном случае стороны договора ОАО “Хабаровскэнерго“ (передающая сторона) и МУП г. Владивостока “Водоканал“ не пришли к соглашению о замене технических средств, подлежащих передаче для обслуживания передаваемых объектов, по нормам, действующим в жилищно-коммунальном хозяйстве, на финансовые средства, что предусмотрено Положением,
утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 235, поэтому доводы заявителя жалобы МУП г. Хабаровска “Водоканал“ о том, что передающая сторона должна произвести финансирование технически неисправных и передаваемых ответчику сетей, несостоятельны и не основаны на законе.

Департамент муниципальной собственности г. Хабаровска был привлечен к участию в деле в качестве третьего лица и пользовался правами, предусмотренными ст. 41 АПК РФ, поэтому его доводы о нарушении судом прав и законных интересов Администрации г. Хабаровска неосновательны.

С учетом изложенного нарушений норм материального и процессуального права при принятии постановления судом не допущено, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции от 10.10.2005 по делу N А73-7533/2004-51 (АИ-1/1077/05-47) Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.