Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.02.2006 N Ф03-А51/05-1/5017 Выпадающие доходы истца, связанные с предоставлением льгот ветеранам по оплате жилищно-коммунальных услуг, правомерно взысканы за счет средств казны РФ, поскольку Министерство финансов РФ не обеспечило субъект РФ финансовыми средствами для реализации в полном объеме льгот, установленных федеральным законодательством.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 07 февраля 2006 года Дело N Ф03-А51/05-1/5017“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2006 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 16.09.2005, постановление от 14.11.2005 по делу N А51-5300/05-36-121 Арбитражного суда Приморского края по иску Шмаковского военного санатория к Администрации Кировского муниципального района, Финансовому управлению Администрации Кировского муниципального района, Администрации п. Горные Ключи, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства
по Приморскому краю о взыскании 110244 рублей 41 копейки.

Шмаковский военный санаторий Министерства обороны РФ обратился в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации Кировского муниципального района, Финансовому управлению Администрации Кировского муниципального района, Администрации п. Горные Ключи, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 110244 рублей 41 копейки расходов (выпадающих доходов), связанных с предоставлением в период с июля по декабрь (включительно) 2003 года льгот гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных ФЗ “О ветеранах“.

Решением суда от 16.09.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.11.2005, исковые требования удовлетворены в сумме 100744 рубля за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ, в сумме 9500 рублей за счет казны Кировского муниципального района в лице Администрации Кировского муниципального района. В иске к остальным ответчикам отказано.

При этом суды обеих инстанций исходили из того, что Министерство финансов РФ не обеспечило субъект РФ - Приморский край, финансовыми средствами для реализации в полном объеме понесенных истцом и другими поставщиками коммунальных услуг расходов, связанных с реализацией льгот, предусмотренных ФЗ “О ветеранах“, и в нарушение п. 2 ст. 10 указанного Закона не учло при формировании федерального бюджета на 2003 год отдельной строкой средства целевого назначения для взаиморасчетов с бюджетами субъектов РФ в части расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам.

Отказ в иске к Финансовому управлению Администрации Кировского муниципального района, Администрации п. Горные Ключи, Департаменту финансов Администрации Приморского края суд мотивировал тем, что указанные ответчики возместили часть расходов предприятиям, предоставляющим льготы во исполнение ФЗ “О ветеранах“ в спорный период в
пределах своих финансовых возможностей за счет собственных средств.

Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ, в которой он просит решение и постановление апелляционной инстанции в части возложения ответственности на казну РФ отменить как необоснованные и вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права.

В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что в соответствии с пунктом 2 статьи 10 ФЗ “О ветеранах“ расходы на оплату жилья и коммунальных услуг ветеранам независимо от вида жилищного фонда возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Указывает на то, что постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо- и газоснабжающим организациям, Управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот, который устанавливает, что финансирование данных расходов производится за счет средств краевого бюджета.

Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

Судебная коллегия кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами обеих инстанций норм права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, Шмаковским военным санаторием МО РФ в период с июля по декабрь (включительно) 2003 года за счет собственных средств предоставлялась в соответствии с ФЗ “О ветеранах“ льгота в виде 50% скидки по оплате теплоэнергии жителям муниципального образования Кировский район, подпадающим под действие этого Закона.

В связи с невозмещением государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов истцу расходов по предоставлению льгот в сумме
110244 рубля 41 копейка на основании статей 16, 1069 ГК РФ заявлены настоящие исковые требования.

Факт предоставления истцом льгот по оплате коммунальных услуг в спорный период гражданам в соответствии с ФЗ “О ветеранах“ подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиками.

Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, суд исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.

Так, статьей 10 ФЗ “О ветеранах“ в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам назван бюджет субъекта Федерации, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом и имеют целевое назначение.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 “О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года“ предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

В Федеральном законе “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации“ от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление установлено Министерство финансов Российской Федерации.

Как
видно из материалов дела, постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо- и газоснабжающим организациям, Управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот в соответствии с ФЗ “О ветеранах“, который устанавливает финансирование указанных расходов из средств краевого бюджета и дотаций Приморскому краю на возмещение потерь в связи с изменением объема и порядка формирования Фонда компенсаций, поступающих из федерального бюджета, в порядке передачи субвенций муниципальным образованиям края.

Судом установлено, что расходы на реализацию ФЗ “О ветеранах“ в ФЗ “О федеральном бюджете на 2003 год“ не утверждались и не предусматривались как отдельный вид расходов в составе финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

В соответствии с Законом Приморского края “О краевом бюджете на 2003 год“ от 21.01.2003 N 31-КЗ из краевого бюджета возмещение расходов на компенсацию льгот в бюджеты муниципальных образований Приморского края запланировано в сумме 464774 тысяч рублей на реализацию ФЗ “О ветеранах“, из них МО Кировский район - 3705 тысяч рублей, профинансировано 3084 тысячи рублей.

Недофинансирование запланированных расходов явилось следствием неисполнения части краевого бюджета на 2003 год, в связи с чем было профинансировано исходя из фактически поступивших в бюджет средств.

В данном случае Приморский край как субъект Федерации несмотря на неисполнение федеральным бюджетом своих обязательств по компенсации расходов, понесенных краевым бюджетом при реализации ФЗ “О ветеранах“, влекущее дополнительные расходы бюджета, предусмотрел в составе расходов за счет собственных средств расходы на реализацию указанного ФЗ, но в пределах своих финансовых возможностей.

Также судом установлено, что в то время как в бюджет МО Кировский район из краевого
бюджета поступило 3084 тысячи рублей, фактически между предприятиями, непосредственно предоставляющими льготы и понесшими расходы, распределено 3074,5 тысячи рублей.

Исходя из изложенного, суды обеих инстанций правомерно сделали вывод о том, что исковые требования в сумме 9500 рублей подлежат взысканию с Администрации Кировского муниципального района за счет казны этого района.

Вместе с тем объем передаваемых субъектом средств не покрывает расходы предприятий на предоставление льгот, предусмотренных ФЗ “О ветеранах“.

Поскольку денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ “О ветеранах“, из федерального бюджета в спорный период не выделялись, полученные из бюджета субъекта РФ денежные средства переданы муниципальным образованиям Приморского края полностью и доказательств нецелевого использования их не имеется, поэтому надлежащим ответчиком по делу правомерно признано Министерство финансов РФ.

Так как Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Приморский край - финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного Федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет Кировского района, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 100744 рублей за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.

С учетом изложенного оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 16.09.2005 и постановление апелляционной инстанции от 14.11.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-5300/05-36-121 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.