Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.02.2006 N Ф03-А51/05-1/5023 Иск о взыскании расходов, связанных с предоставлением льгот, правомерно удовлетворен за счет казны Российской Федерации, поскольку субъект Российской Федерации и муниципальное образование не были обеспечены в достаточном объеме финансовыми средствами для возмещения указанных расходов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 07 февраля 2006 года Дело N Ф03-А51/05-1/5023“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 7 февраля 2006 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 18.08.2005, постановление от 11.11.2005 по делу N А51-4729/2005-22-67 Арбитражного суда Приморского края по иску краевого государственного унитарного предприятия “Приморский водоканал“ к Администрации муниципального образования г. Владивосток, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о
взыскании 492306,48 руб.

Краевое государственное унитарное предприятие “Приморский водоканал“ обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации муниципального образования г. Владивосток, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 492306,48 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот отдельной категории граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в августе - декабре 2004 года в соответствии с Федеральным законом “О реабилитации жертв политических репрессий“.

Решением от 18.08.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.11.2005, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что субъект РФ и муниципальное образование не были обеспечены в достаточном объеме финансовыми средствами для возмещения расходов, связанных с реализацией льгот, предусмотренных Законом РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“.

Не согласившись с решением от 18.08.2005 и постановлением апелляционной инстанции от 11.11.2005, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.

По мнению заявителя кассационной жалобы, суд необоснованно возложил на него ответственность по возмещению расходов, понесенных истцом вследствие предоставления льготы реабилитированным лицам, так как в соответствии с пунктом 14 Постановления Правительства РФ от 03.05.1994 N 419 возмещение данных расходов производится за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.

Заявитель также ссылается на необоснованное включение истцом в расчет убытков сумм НДС, начисленных на стоимость услуг, поскольку в силу статьи
143 Налогового кодекса РФ бюджеты различных уровней не являются плательщиками налога на добавленную стоимость.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из нижеследующего.

Как видно из материалов дела, 15.10.2004 между КГУП “Приморский водоканал“ и Администрацией МО г. Владивосток заключен договор N 065-35/04Н о компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“.

В связи с предоставлением указанных льгот истец понес убытки в сумме 492306,48 руб., не возмещенные государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов, что явилось основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.

Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции правомерно руководствовался статьями 16 и 17 ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“, предусматривающих для лиц, подвергшихся политическим репрессиям в виде лишения свободы, льготу по оплате коммунальных услуг, порядок предоставления которой и порядок выплаты денежных компенсаций устанавливается Правительством РФ.

В соответствии с Положением о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 N 419, возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот реабилитированным лицам, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением из федерального бюджета.

Судом установлено, что средства, перечисленные в 2004 году Приморскому краю из Фонда компенсаций федерального бюджета на финансирование текущих расходов по реализации Закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“ в
размере 21777 тыс. руб., распределены субъектом РФ по муниципальным образованиям для расчетов с поставщиками услуг (в том числе МО г. Владивосток перечислено 2346 тыс. руб.).

Доказательств нецелевого использования полученных субъектом бюджетных средств не имеется.

В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Закона РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

Согласно статье 84 Бюджетного кодекса РФ обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней, финансируется исключительно из федерального бюджета.

Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Приморский край - финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного Федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет г. Владивостока, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 492306,48 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.

Доводы кассационной жалобы о неправомерном включении в сумму исковых требований НДС судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку согласно ФЗ “О налоге на добавленную стоимость“ физические лица не являются плательщиками НДС. При рассмотрении спора судом не установлено и заявителем жалобы не представлено доказательств, что в стоимость предъявленных к возмещению компенсационных сумм включен НДС.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в Арбитражном суде Приморского края, им дана надлежащая правовая оценка.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 18.08.2005, постановление апелляционной инстанции от 11.11.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-4729/2005-22-67 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.