Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 31.01.2006, 24.01.2006 N Ф03-А73/05-1/4949 по делу N А73-12248/2004-30 Иск о взыскании денежных средств, составляющих убытки от предоставления льгот по оплате тепловой энергии работникам МВД РФ, правомерно удовлетворен за счет казны Российской Федерации, поскольку денежные средства из федерального бюджета не выделялись.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 31 января 2006 года Дело N Ф03-А73/05-1/4949“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 31 января 2006 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 21.07.2005, постановление от 04.10.2005 по делу N А73-12248/2004-30 (АИ-1/1124/05-47) Арбитражного суда Хабаровского края по иску открытого акционерного общества “Хабаровскэнерго“ к Финансовому управлению Администрации г. Комсомольска-на-Амуре, Администрации г. Комсомольска-на-Амуре, Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю, третьи лица: Правительство Хабаровского края, Правительство Российской Федерации, о взыскании
25602,80 руб.

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации “Хабаровскэнерго“ обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерству финансов Хабаровского края о взыскании 25602,80 руб., составляющих убытки от предоставления льгот по оплате тепловой энергии работникам Министерства внутренних дел Российской Федерации за сентябрь - декабрь 2001 года.

До вынесения решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил размер исковых требований до 15890,02 руб.

Определением от 25.01.2005 арбитражным судом в качестве соответчиков по делу привлечены Финансовое управление Администрации г. Комсомольска-на-Амуре, Администрация г. Комсомольска-на-Амуре, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Правительство Хабаровского края, Правительство Российской Федерации.

Решением от 21.07.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.10.2005, исковые требования удовлетворены на основании статей 30, 35 Закона РФ “О милиции“. С казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ взыскано 11748,33 руб. по льготникам - сотрудникам милиции, финансируемым за счет федерального бюджета; за счет казны Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края - 2836,24 руб. по льготникам - сотрудникам милиции общественной безопасности.

Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, Министерство финансов Российской Федерации в своей кассационной жалобе просит их отменить в части взыскания с казны Российской Федерации как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального и процессуального права.

Указывает на неприменение судом подлежащей применению статьи 239 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которой иммунитет бюджетов представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта,
предусматривающего возмещение в размере недофинансирования в случае, если взыскиваемые средства были утверждены в законодательном порядке в составе расходов бюджета.

По утверждению Министерства финансов РФ, суд безосновательно возложил на него ответственность за причинение истцу убытков, так как его действия по компенсации льгот осуществлялись в рамках федерального законодательства и в пределах своих полномочий.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО ЭиЭ “Хабаровскэнерго“ выразила согласие с принятыми по делу судебными актами и просила оставить их без изменения.

Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых решения от 21.07.2005 и постановления апелляционной инстанции от 04.10.2005, исходя из нижеследующего.

Как видно из материалов дела, 28.03.1997 истец в лице филиала КТЭЦ-3 и Комитет по управлению государственным имуществом Хабаровского края заключили договор на содержание объектов жилищного, социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

Во исполнение указанного договора истец в период с сентября по декабрь 2001 года предоставил льготы в размере 50% по оплате тепловой энергии работникам Министерства внутренних дела Российской Федерации, проживающим в г. Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края в жилом массиве, обслуживаемом ЖКО Комсомольской ТЭЦ-3, в сумме 15890,02 руб. в соответствии с Законом РФ “О милиции“, Законом РФ “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации“.

Ввиду невозмещения указанных расходов ОАО ЭиЭ “Хабаровскэнерго“ обратилось с настоящим иском в суд.

Рассматривая спор, суд исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства и правильно применил нормы права.

В соответствии со статьей 30 Закона РФ “О милиции“ сотрудникам
милиции и проживающим с ними членам их семей предоставляется 50% скидка при оплате коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда, которая компенсируется из средств бюджетов, за счет которых финансируются подразделения милиции.

Федеральный закон “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации“ устанавливает, что внутренние войска МВД РФ входят в систему МВД РФ.

В соответствии со статьей 35 Закона РФ “О милиции“ финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального, областного и муниципального бюджетов.

В соответствии со статьей 7 Закона РФ “О милиции“ милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. Криминальная милиция финансируется за счет федерального бюджета, а подразделения милиции общественной безопасности в зависимости от уровня органа власти, по распоряжению которого они созданы, либо за счет средств федерального бюджета, либо за счет бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно исходил из того, что не компенсированные из бюджета соответствующего уровня расходы истца на предоставление льгот составляют его убытки (ч. 2 ст. 15 ГК РФ), которые, будучи причиненными противоправными действиями либо бездействием государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования (ст. ст. 16, 1069 ГК РФ).

Установив, что Комсомольская-на-Амуре криминальная милиция финансируется из федерального бюджета, суд правомерно расходы истца в сумме 11748,33 руб. в этой части отнес на казну Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации, в части расходов истца по предоставлению льгот милиции общественной безопасности ответственность возложена на казну субъекта - Министерство финансов Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края.

Согласно пункту 2 статьи 49
ФЗ “Об общих принципах и порядке организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 28.08.1995 N 154-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.

В Федеральном законе “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации“ от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Порядка Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.

Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации финансовыми средствами для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного федерального закона, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в обжалуемой части за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.

Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, оснований для их переоценки не имеется.

С учетом изложенного оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного
округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 21.07.2005, постановление апелляционной инстанции от 04.10.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-12248/2004-30 (АИ-1/1124/05-47) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.