Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24.01.2006 N Ф03-А24/05-1/4263 Дело по иску об организации специализированного аукциона по продаже акций передано на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием арбитражным судом всех обстоятельств спора и неправильным применением норм материального права.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 24 января 2006 года Дело N Ф03-А24/05-1/4263“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 24 января 2006 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Камчатжилкоммунпроект“ на решение от 15.08.2005 по делу N А24-1492/05-17 Арбитражного суда Камчатской области по иску открытого акционерного общества “Камчатжилкоммунпроект“ к Комитету по управлению государственным имуществом Камчатской области, третьи лица: Камчатская область, Администрация Камчатской области, Совет народных депутатов Камчатской области, об организации специализированного аукциона по продаже акций.

Открытое акционерное общество “Камчатжилкоммунпроект“ обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с
иском к Комитету по управлению государственным имуществом Камчатской области (далее - Комитет) об организации специализированного денежного аукциона по продаже 64,67% обыкновенных акций истца, находящихся в собственности государства, и исключении Комитета из состава учредителей ОАО “Камчатжилкоммунпроект“.

Иск обоснован тем, что согласно плану приватизации истца крайний срок продажи 64,67% акций на специализированном аукционе установлен в течение двух месяцев после 01.10.2000, то есть не позднее 01.12.2000. Поскольку Комитет не исполнил процедуру по продаже этих акций, а установленный планом приватизации срок продажи истек, истец считает ответчика обязанным организовать специализированный аукцион на основании п. 3 ст. 13 ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“ от 21.12.2001 N 178-ФЗ (далее - Закон о приватизации), ст. ст. 1, 10 ФЗ “Об акционерных обществах“, п. 10 Указа Президента РФ от 18.08.1996 N 1210, ст. ст. 96 - 104 ГК РФ.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Камчатская область, Администрация Камчатской области и Совет народных депутатов Камчатской области.

До принятия судом решения истец отказался от требования об исключении Комитета из состава учредителей акционерного общества. Определением от 11.07.2005 данный отказ принят судом в соответствии с ч. 5 ст. 49 АПК РФ и производство по делу в указанной части иска прекращено в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

Решением от 15.08.2005 в иске отказано.

Решение мотивировано тем, что выпущенные акции ОАО “Камчатжилкоммунпроект“ согласно плану приватизации с учетом внесенных в него в 1997 г. изменений подлежали размещению в четыре этапа. При этом продажа 64,67% акций предполагалась на последнем этапе размещения после того, как
будут реализованы первые три этапа (безвозмездное размещение привилегированных акций типа А, размещение акций по закрытой подписке среди членов трудового коллектива и размещение акций среди должностных лиц администрации). Поскольку в соответствии с п. 2 Положения о порядке регистрации выпуска акций акционерных обществ открытого типа, учрежденных в процессе приватизации, этап открытой продажи 64,67% акций ОАО “Камчатжилкоммунпроект“ не мог осуществляться ранее этапов размещения акций среди членов трудового коллектива и должностных лиц администрации, а истец первые три этапа размещения акций не выполнил, то у Комитета отсутствовали основания для проведения специализированного аукциона по продаже 64,67% акций. Кроме того, действующий в настоящее время ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“ от 21.12.2001 N 178-ФЗ не содержит понятия льгот, представляемых при приватизации, поэтому согласно п. 16 ст. 43 названного Закона не реализованные истцом в установленном порядке привилегированные акции типа “А“ также должны отчуждаться на возмездной основе способами, установленными Законом N 178-ФЗ. Предъявляя иск о проведении специализированного аукциона, истец по существу требует изменить способ (условия) приватизации государственного имущества, что по смыслу п. 2 ст. 14 Закона о приватизации недопустимо.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ОАО “Камчатжилкоммунпроект“ просит решение от 15.08.2005 отменить и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что арбитражный суд неправильно применил нормы законодательства о приватизации; не учел особенности процесса приватизации истца; сделал неправильные выводы о непроведении истцом первых трех этапов размещения акций, хотя о состоявшемся размещении акций указано в уставе общества, а также во вступившем в законную силу решении арбитражного суда по другому делу (N А24-1716/04-12), в котором
участвовали те же лица, что и по настоящему делу. Поскольку суд не исследовал имеющиеся в деле устав истца, решение арбитражного суда по другому делу и другие доказательства о выполнении истцом первых трех этапов размещения акций, решение от 15.08.2005 является незаконным и необоснованным, поэтому подлежит отмене.

КУГИ Камчатской области отзыв на кассационную жалобу не представил.

Третьи лица (Администрация Камчатской области и Совет народных депутатов Камчатской области) в отзывах на кассационную жалобу считают решение от 15.08.2005 соответствующим законодательству о приватизации. Полагают, что доводы истца о неисследованности судом имеющихся в деле доказательств необоснованны. Пункт 4.2 устава истца подтверждает лишь факт размещения акций, но не устанавливает факт их передачи работникам истца и другим лицам. Решение трудового коллектива о единовременном распределении акций типа “А“ среди работников истца не принималось, список этих лиц и протокол о результатах закрытой подписки в Комитет не передавались, поэтому акции считаются неразмещенными, остались в распоряжении Комитета и являются собственностью Камчатской области. Решение суда принято с учетом этих и других обстоятельств, поэтому третьи лица предлагают оставить его в силе.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Представитель Комитета дал пояснения, соответствующие отзывам третьих лиц, и дополнительно заявил, что этап открытой продажи акций не мог быть осуществлен ранее этапов размещения акций на льготных условиях среди членов трудового коллектива. Арбитражный суд правильно учел это обстоятельство при принятии решения. Истец не представил суду реестр акционеров, который мог быть доказательством размещения акций, а имеющийся у представителя истца список работников реестром не является, поэтому правомерно не принят судом в качестве доказательства. Судебные акты по делу N
А24-1716/04-12 не имеют преюдициального значения для настоящего дела из-за другого субъектного состава участвующих в деле лиц. Просит оставить решение от 15.08.2005 без изменения, а кассационную жалобу истца - без удовлетворения.

В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции в соответствии со ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 17 час. 30 мин. 17.01.2005.

Проверив законность решения от 15.08.2005, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, а решение - отмене по следующим основаниям.

Как установлено судом первой инстанции, ОАО “Камчатжилкоммунпроект“ создано в порядке преобразования государственного предприятия институт “Камчатжилкоммунпроект“ в акционерное общество открытого типа в соответствии с Указом Президента РФ от 01.07.1992 N 721 “Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества“.

Согласно плану приватизации истца, утвержденному Комитетом в сентябре 1995 года, уставный капитал образуемого акционерного общества составлял 31432000 руб. (здесь и далее - неденоминированных), количество выпускаемых обществом акций - 31432 штуки номинальной стоимостью 1000 руб. каждая, которые подлежали размещению в следующем порядке и сроки:

1) 25% или 7858 привилегированных акций типа “А“, подлежащих безвозмездной передаче работникам и лицам, имеющим право на льготы при приобретении акций, - в течение месяца после регистрации проспекта эмиссии акций;

2) 10% или 3143 обыкновенных акции, размещаемых между членами трудового коллектива по закрытой подписке, - в течение месяца после регистрации проспекта эмиссии акций;

3) 0,33% или 105 обыкновенных акций, размещаемых между должностными лицами администрации на условиях заключенных с ними контрактов, - в течение месяца после регистрации проспекта эмиссии акций;

4) 64,67% или 20326 обыкновенных акций, размещаемых путем продажи на специализированном денежном аукционе, - в течение двух
месяцев после регистрации проспекта эмиссии акций.

Дополнениями и изменениями к плану приватизации истца, утвержденными Комитетом 23.09.1997, изменены сроки размещения акций:

- в течение месяца после 01.10.2000 подлежали размещению безвозмездно 25% привилегированных акций типа “А“, 10% акций по закрытой подписке между членами трудового коллектива и 0,33% акций между должностными лицами администрации;

- в течение двух месяцев после 01.10.2000 - 64,67% акций, подлежащих продаже на специализированном аукционе.

Отказывая в удовлетворении иска, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что, поскольку в силу п. 2 Положения о порядке регистрации выпуска акций АООТ, учрежденных в процессе приватизации (утверждено Постановлением Правительства РФ от 04.08.1992 N 547), этап открытой продажи акций на специализированном аукционе не мог осуществляться ранее размещения акций между членами трудового коллектива и лицами, к ним приравненными, а истец не выполнил первые три этапа по размещению соответственно 25%, 10% и 0,33% акций, то понуждение Комитета к организации специализированного аукциона по продаже 64,67% акций противоречит законодательству о приватизации.

Между тем указанный вывод суда сделан без выяснения обстоятельств, имеющих значение для настоящего спора, без полного исследования и оценки имеющихся в деле доказательств, без учета и проверки доводов истца и с неправильным применением отдельных норм законодательства о приватизации.

Согласно подп. 1 п. 2 вышеуказанного Положения о порядке регистрации выпуска акций АООТ, учрежденных в процессе приватизации, п. 14 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа (утверждено Указом Президента РФ от 01.07.1992 N 721) утвержденный соответствующим комитетом по управлению имуществом план приватизации предприятия является решением о выпуске акций и проспектом эмиссии этих акций.

Следовательно, утверждение Комитетом в сентябре 1995 года
плана приватизации ГП институт “Камчатжилкоммунпроект“ являлось по существу решением о выпуске акций истца и проспектом их эмиссии.

Пунктом 1 Положения о порядке регистрации выпуска акций АООТ, учрежденных в процессе приватизации, предусмотрено, что выпуск акций таких акционерных обществ подлежит обязательной государственной регистрации, которую производит финансовое управление (отдел) по месту нахождения учредителя акционерного общества.

Как установлено арбитражным судом первой инстанции, 09.12.1995 Финансовым управлением Администрации Камчатской области зарегистрирован выпуск привилегированных акций типа “А“ и обыкновенных именных бездокументарных акций истца с присвоением указанному выпуску государственного регистрационного номера.

Согласно п. 2 вышеуказанного Положения о порядке регистрации выпуска акций после государственной регистрации выпуска акций акционерным обществом эти акции подлежали выпуску в обращение путем размещения на льготных условиях, под которым понимается отчуждение акций первым владельцам, и открытой продажи.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что предусмотренный планом приватизации ГП институт “Камчатжилкоммунпроект“ порядок размещения выпуска акций акционерного общества соответствовал пункту 9 Положения о порядке регистрации выпуска акций.

В то же время суд признал, что выпущенные акции ОАО “Камчатжилкоммунпроект“ не были размещены между членами трудового коллектива и лицами, имеющими право на льготы (первые три этапа размещения акций), поскольку истец не выполнил требования п. 13 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа и п. 6 плана приватизации:

- не провел в течение месяца после утверждения плана приватизации собрание трудового коллектива, на котором должно быть принято решение о единовременном распределении акций между работниками и иными лицами, приравненными к ним законодательством о приватизации;

- не представил в Комитет поименный список этих лиц с указанием количества акций, передаваемых каждому из них,

- не
провел закрытую подписку на обыкновенные акции в соответствии с Положением о закрытой подписке (утверждено Распоряжением Госкомимущества России от 27.07.1992 N 308-р) и не представил в Комитет протокол о ее результатах.

Указанный вывод суда основан на том, что истец не представил суду вышеуказанные протокол собрания трудового коллектива, утвержденный Комитетом список лиц, между которыми размещены акции, протокол о результатах проведения закрытой подписки.

Между тем, как видно из материалов дела, истец в обоснование иска не ссылался на обстоятельства размещения акций между членами трудового коллектива и лицами, имеющими право на льготы при приватизации, в связи с чем в силу ст. 65 АПК РФ не представлял суду вышеуказанные документы.

Из определений суда о назначении предварительного судебного заседания и судебного разбирательства, об отложении судебных заседаний следует, что суд не предлагал истцу представить доказательства реализации трех первых этапов размещения акций. Не следует это и из протокола судебного заседания от 05 - 08.08.2005, в котором вопрос о наличии (отсутствии) вышеуказанных документов также не исследовался.

Исходя из этого, суд кассационной инстанции считает, что судом первой инстанции не установлены обстоятельства фактического размещения акций между членами трудового коллектива и лицами, имеющими право на льготы, а выводы суда о невыполнении истцом такого размещения основаны лишь на возражениях ответчика и третьих лиц, которые не подтверждены доказательствами.

Кроме того, несмотря на доводы истца в письменных пояснениях по иску, арбитражный суд первой инстанции не дал оценку пункту 4.2 Устава ОАО “Камчатжилкоммунпроект“, утвержденного Комитетом 23.05.2002 и зарегистрированного решением Регистрационной палаты г. Петропавловска-Камчатского от 30.05.2002 N 510, в котором указано, что обществом размещены все 31432 акции.

Помимо изложенного, вывод суда о невозможности проведения
открытой продажи 64,67% обыкновенных акций истца ранее проведения трех первых этапов размещения акций ввиду несоответствия этого плану приватизации и пункту 2 Положения о порядке регистрации выпуска акций является необоснованным. Суд не дал оценку тому, что в дополнениях и изменениях к плану приватизации, утвержденных Комитетом 23.09.1997, срок проведения специализированного аукциона по продаже акций был установлен в два месяца после 01.10.2000 и не ставился в зависимость от сроков размещения акций между членами трудового коллектива и лицами, имеющими право на льготы.

Не установлена такая зависимость открытой продажи акций от размещения акций между указанными лицами и пунктом 2 Положения о порядке регистрации выпуска акций.

Более того, согласно п. 7 названного Положения после регистрации выпуска акций, которая в данном случае произведена 09.12.1995, учредитель (Комитет) публикует информационное сообщение о выпуске акций в средствах массовой информации, которое наряду с другими сведениями должно содержать информацию о количестве и номинальной стоимости акций, предлагаемых для открытой продажи, а также о сроке начала открытой продажи акций.

Пунктом 15 Положения о коммерциализации государственных предприятий предусмотрено, что Комитет в установленные планом приватизации сроки обеспечивает передачу акций соответствующему фонду имущества для продажи акций фондом в соответствии с планом приватизации.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду абзац 2 пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ, а не абзац 3, который отсутствует в указанном пункте.

Суд не установил, исполнил ли Комитет свои обязанности, предусмотренные указанными нормативными актами, в сроки, установленные планом приватизации ГП институт “Камчатжилкоммунпроект“, и в связи с этим можно ли считать, что к истцу уже не применяются особенности правового положения акционерных обществ,
созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий согласно абзацу 3 пункта 5 статьи 1 ФЗ “Об акционерных обществах“.

При изложенных обстоятельствах решение арбитражного суда, принятое по неполно установленным обстоятельствам, имеющим значение для дела, с нарушением ст. 71 АПК РФ и с неправильным применением норм материального права, подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует установить обстоятельства размещения истцом 35,33% акций (25%, 10%, 0,33%), выполнения Комитетом обязанности по открытой продаже 64,67% акций, предусмотренной планом приватизации и нормативными правовыми актами, для чего предложить сторонам и третьим лицам представить соответствующие доказательства и в зависимости от установленного разрешить спор.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 15.08.2005 по делу N А24-1492/05-17 Арбитражного суда Камчатской области отменить. Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.