Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 21.12.2006 по делу N А12-14663/2006 Муниципальные районы, наделенные федеральным законом N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ отдельным государственным полномочием по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не могут передавать данное полномочие органам местного самоуправления городских и сельских поселений.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 21 декабря 2006 года Дело N А12-14663/2006“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Городищенского городского поселения, р.п. Городище Волгоградской области,

на решение от 13 октября 2006 г. Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-14663/2006

по заявлению Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области к Городищенской районной Думе о признании недействительным нормативного правового акта,

3-и лица: Администрация Городищенского городского поселения, Администрация Ерзовского сельского поселения, Администрация Кузьмичевского сельского поселения, Администрация Новожизненского сельского поселения, Администрация Орловского сельского поселения, Администрация Карповского сельского поселения, Администрация Россошинского
сельского поселения, Администрация Самофаловского сельского поселения, Администрация Паньшинского сельского поселения, Администрация Вертячинского сельского поселения, Администрация Песковатского сельского поселения, Администрация Котлубанского сельского поселения, Администрация Грачевского сельского поселения, Администрация Новорогачинского сельского поселения, Администрация Каменского сельского поселения, Администрация Новонадежденского сельского поселения, Администрация Царицынского сельского поселения, Администрация Горнополянского сельского поселения, Прокуратура Волгоградской области,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области к Городищенской районной Думе Волгоградской области (далее - ответчик) о признании решения от 28 июля 2006 г. N 217 “О передаче полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, городским и сельским поселениям“ незаконным, недействительным и недействующим с момента принятия.

Ответчик требования заявителя не признал.

Вступивший в процесс Прокурор Волгоградской области поддержал требования заявителя о признании оспариваемого нормативного правового акта не соответствующим федеральному законодательству и подлежащим отмене.

Определением суда от 15 сентября 2006 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены: Администрация Городищенского городского поселения, Администрация Ерзовского сельского поселения, Администрация Кузьмичевского сельского поселения, Администрация Новожизненского сельского поселения, Администрация Орловского сельского поселения, Администрация Карповского сельского поселения, Администрация Россошинского сельского поселения, Администрация Самофаловского сельского поселения, Администрация Паньшинского сельского поселения, Администрация Вертячинского сельского поселения, Администрация Песковатского сельского поселения, Администрация Котлубанского сельского поселения, Администрация Грачевского сельского поселения, Администрация Новорогачинского сельского поселения, Администрация Каменского сельского поселения, Администрация Новонадежденского сельского поселения, Администрация Царицынского сельского поселения, Администрация Горнополянского сельского поселения, Прокуратура Волгоградской области.

Третьи лица поддержали позицию ответчика по рассматриваемому спору.

Решением Арбитражного суда от 13 октября 2006 г. требования Городищенского муниципального района Волгоградской области удовлетворены.

В
апелляционную инстанцию решение суда не обжаловалось.

Администрация Городищенского городского поселения Волгоградской области (далее - заявитель кассационной жалобы) обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда, считая его принятым с нарушением норм материального права.

Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с п. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения суда исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, 28 июля 2006 г. Городищенская районная Дума приняла решение N 217 о передаче в полном объеме полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органам местного самоуправления городских и сельских поселений, расположенных на территории Городищенского муниципального района.

Определением Городищенского районного суда Волгоградской области от 11 августа 2006 г. заявление Администрации Городищенского района Волгоградской области о признании указанного нормативного правового акта недействительным было возвращено лицу, его подавшему, в соответствии со ст. 135 ГПК РФ, со ссылкой на то, что в силу ст. 29 АПК РФ заявления об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом.

Арбитражный суд Волгоградской области, рассмотрев по существу заявление Администрации Городищенского района Волгоградской области, признал оспариваемое решение Городищенской районной Думы Волгоградской области недействительным, не соответствующим Федеральному закону N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Федеральному закону N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“.

Данные выводы суда следует признать правомерными исходя из следующего.

В соответствии с абз.
2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Данные полномочия не отнесены к вопросам местного значения муниципального района, предусмотренным ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

В соответствии с ч. 2 той же статьи наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Согласно п. 3 той же статьи отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что муниципальные районы, наделенные федеральным законом отдельным государственным полномочием по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не могут передавать данное полномочие органам местного самоуправления городских и сельских поселений.

Обжалуя вынесенное судом первой инстанции решение, Администрация Городищенского городского поселения ссылается на абз. 3
п. 10 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ, согласно которому распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Основанный на указанной норме довод заявителя кассационной жалобы о том, что р.п. Городище, являющийся административным центром Городищенского городского поселения, вправе распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися на территории данного административного центра, является несостоятельным.

Предусмотренное в абзаце третьем п. 10 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ право распоряжения земельными участками относится к поселениям, являющимся административными центрами субъектов Российской Федерации, к числу которых р.п. Городище не относится.

Доводу, изложенному в кассационной жалобе, о том, что в силу ч. 4 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им части своих полномочий, дана надлежащая оценка судом первой инстанции, указавшим на то, что данные положения распространяются только на полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, перечисленных в ст. ст. 14 и 15 указанного Закона.

Кроме того, соглашения, о которых идет речь в ч. 4 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ, не имеют отношения к оспариваемому нормативному правовому акту.

С учетом изложенного предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены, изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.

Выводы суда первой инстанции о несоответствии решения Городищенской районной Думы Волгоградской области от
28 июля 2006 г. N 217 Федеральным законам N 131-ФЗ и N 137-ФЗ основано на правильном применении норм материального права.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 13 октября 2006 г. Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-14663/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.