Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 30.11.2006 по делу N А65-8681/2006-СА1-29 Арбитражный суд удовлетворил заявление о признании недействительным решения налогового органа о доначислении налога на добавленную стоимость, т.к. факт занижения заявителем налоговой базы материалами дела не подтверждается.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 30 ноября 2006 года Дело N А65-8681/2006-СА1-29“

(извлечение)

Муниципальное учреждение “Управление строительства г. Елабуги“ (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Татарстан, г. Елабуга, (далее - ответчик, Инспекция) с учетом уточненных требований о признании недействительным решения налогового органа от 30.03.2006 N 352.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.07.2006 заявленные требования удовлетворены. Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Татарстан, г. Елабуга, от 30.03.2006 N 352 признано недействительным
и не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации.

Суд обязал Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Муниципального учреждения “Управление строительства г. Елабуги“, г. Елабуга.

Не согласившись с решением, налоговый орган обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, признать решение Инспекции от 30.03.2006 N 352 законным.

В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 23.11.2006 был объявлен перерыв до 11 часов 15 минут 30 ноября 2006 г.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения.

Как видно из материалов дела, налоговым органом была проведена камеральная проверка по представленной заявителем декларации по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2005 г., результаты которой отражены в акте от 09.03.2006.

На основании акта налоговый орган принял решение 30.03.2006 N 352 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату или неполную уплату сумм налога на добавленную стоимость, в виде штрафа в размере 24165 руб. Этим же решением заявителю доначислены налог на добавленную стоимость за декабрь 2005 г. в размере 120827 руб., а также соответствующие пени за неуплату налога в размере 3000 руб.

Решение Инспекции мотивировано тем, что заявителем в нарушение п. 2 ст. 153 Налогового кодекса Российской Федерации сумма дохода от реализации услуг заказчика-застройщика в декабре 2005 г. в размере 671264 руб. (47947473 x l,4%) не была включена в налогооблагаемую базу по НДС за декабрь 2005 г., тем самым допущено занижение сумм налога, подлежащих уплате в бюджет на 120827 руб. (671264
х 18%).

Не согласившись с решением налогового органа, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Согласно уставу заявитель, имеющий организационно-правовую форму, муниципальное учреждение, созданное на территории г. Елабуга, является заказчиком от имени администрации города по вопросам строительства объектов города и входит в ее структуру. Распоряжением Кабинета Министров от 14.03.2005 N 334-р заявитель включен в перечень заказчиков-застройщиков для осуществления строительства объектов для федеральных государственных нужд на 2005 г., финансируемых за счет государственных капитальных вложений, для реализации Федеральной адресной инвестиционной программы на 2005 г., при этом главным распорядителем средств Республики Татарстан при строительстве объектов для госнужд значится Администрация Елабужского района и г. Елабуги.

В соответствии с п/п. 4 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

Из смысла указанной нормы следует, что основным критерием, определяющим наличие объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость, является реализация товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Понятие реализации закреплено в ст. 39 Налогового кодекса РФ.

В соответствии со ст. 39 Налогового кодекса РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается, соответственно, передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом
другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе.

Строительство объектов заявителем производится за счет средств бюджета Республики Татарстан на основании договоров об инвестировании, о передаче заказчику части функций государственного заказчика - министерств и ведомств, с правом заключения государственных контрактов на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд на конкурсной основе в пределах ассигнований в соответствии с Постановлениями, распоряжениями Кабинета Министров Республики Татарстан.

В целях реализации целевой программы между государственными заказчиками - Министерствами строительства и архитектуры, социальной защиты Республики Татарстан, обороны РФ, финансов и культуры Республики Татарстан, Администрацией Елабужского района и г. Елабуги, и заказчиком - Учреждением заключены договоры (от 14.01.2005 N 3, от 27.04.2004 N 49/6-200, от 04.04.2005 N 1103-251/135, от 25.10.2005, от 31.10.2005), согласно которым последний наделяется полномочиями по использованию и размещению средств бюджета для выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд. При этом расходы на содержание служб заказчика-застройщика при строительстве объектов для государственных нужд, установленный Постановлением Госстроя России от 13.02.2003 N 17 “О нормативах затрат на содержание служб заказчика при строительстве объектов для государственных нужд за счет средств федерального бюджета“, в размере 1,4% от объема финансирования строек и объектов, предусмотренных Постановлениями, распоряжениями РФ и КМ Республики Татарстан на 2005 г., производятся за счет средств федерального бюджета на 2005 г. и включаются в сметную стоимость объекта.

Поскольку затраты на содержание Учреждения формируются из федерального и областного бюджета, они в силу п. 2 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации относятся к
целевым средствам и не включаются в налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль.

Приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 15.02.2005 N 36 “О нормативах затрат на содержание службы заказчика-застройщика при строительстве объектов для государственных нужд за счет средств федерального бюджета на 2005 г.“ норматив затрат на содержание заказчика-застройщика при объеме капитальных вложений свыше 50 млн руб. до 100 млн руб. установлен 1,4%. Кроме того, в соответствии с данным Приказом затраты, связанные с содержанием заказчика-застройщика и выполнением им согласно лицензиям функций заказчика-застройщика и предусмотренные в соответствии с Положением о заказчике-застройщике в смете на строительство объекта, не подпадают под объект обложения налогом на добавленную стоимость.

Поэтому деятельность Учреждения, связанная с выполнением им функций заказчика-застройщика, не является реализацией услуг, понятие которой дано в ст. 39 НК РФ.

Согласно письму Министерства по налогам и сборам от 21.02.2003 N 03-1-08/638/17гЖ751 расходы по содержанию заказчика производятся за счет средств, предназначенных на финансирование капитального строительства, и включаются в инвентарную стоимость вводимых в эксплуатацию объектов, независимо от источника финансирования, подлежат налогообложению.

Таким образом, Арбитражным судом Республики Татарстан правильно установлено, что Учреждение не является коммерческой организацией, оборотов от совершения хозяйственных операций не имеет, осуществляет функции заказчика-застройщика за счет бюджетных средств в рамках целевого бюджетного финансирования федеральных и областных программ и выполненные им работы (оказываемые услуги) в рассматриваемой части не являются объектом налогообложения НДС.

Объект налогообложения у заказчика-застройщика возникает после сдачи объекта в виде разницы между суммой средств, полученных от инвесторов, и фактическими затратами по строительству. С данной разницы и подлежит исчислению НДС.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит обоснованным вывод суда
первой инстанции, что включение отчислений, производимых заказчику-застройщику в размере 1,4% от объема финансирования строительных объектов, производимых за счет бюджетных средств (федерального, республиканского) в налогооблагаемую базу по НДС со ставкой 18%, потребует дополнительных бюджетных денежных средств с включением их в сметную стоимость объектов, предназначенных для государственных нужд, с выставлением впоследствии счетов-фактур заказчиком-застройщиком государственному заказчику, таким образом требования заявителя обоснованны и подлежат удовлетворению.

При таких обстоятельствах судебный акт основан на полном, всестороннем исследовании представленных сторонами доказательств, правильной правовой квалификации спорных правоотношений, правильном применении норм материального и процессуального права, поэтому его следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 27.07.2006 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-8681/06-СА1-29 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.