Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 24.10.2006 по делу N А65-353/06-СА2-9 Дело по исковому заявлению о возврате излишне уплаченного земельного налога и процентов за несвоевременный возврат налога передано на новое рассмотрение для установления размера налога и процентов, подлежащих возврату налогоплательщику.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 24 октября 2006 года Дело N А65-353/06-СА2-9“

(извлечение)

Садоводческое некоммерческое товарищество “Наратлы“ обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Татарстан о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2002 - 2003 гг. в сумме 212608 руб. и процентов за 2002 - 2004 гг. в сумме 5714 руб. 80 коп., а также процентов по день фактического возврата денежных средств.

Решением от 28.03.2006 суд заявление удовлетворил, обязал Межрайонную инспекцию ФНС РФ N 2 по Республике Татарстан возместить
из соответствующего бюджета Садоводческому некоммерческому товариществу “Наратлы“ - потребительскому обществу излишне уплаченный земельный налог за 2002 - 2003 гг. в сумме 212608 руб. 10 коп., проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченного земельного налога за 2002 - 2004 гг. за период с 28.08.2005 по 21.03.2006 в сумме 21545 руб. 90 коп., а также проценты за период с 22.03.2006 по день фактического возврата от суммы излишне уплаченного налога 212608 руб. 10 коп.

Постановлением апелляционной инстанции от 27.06.2006 указанное решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговый орган просит принятые судебные акты отменить как не соответствующие нормам материального права, в удовлетворении заявления отказать.

Проверив в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает их подлежащими отмене в силу следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом, заявителем 28.06.2002 и 25.03.2003 были представлены декларации по земельному налогу с суммами к уплате, соответственно, 73191 руб. и 123120 руб. по ставкам 0,072 руб./га и 12,96 руб./га. В связи с тем что суммы налогов, указанные в декларациях, в установленные сроки уплачены не были, налоговым органом на расчетный счет заявителя было выставлено инкассовое поручение N 188 от 19.12.2002 на сумму 46751 руб. 85 коп., частично оплаченное в 2002 - 2003 гг. на сумму 2194 руб. 33 коп. Оставшаяся сумма 44557 руб. 52 коп. была списана со счета заявителя в 2004 г. В течение 2004 г. заявителем была закрыта картотека по инкассовому поручению N 188 от 19.12.2002 на сумму 44557 руб. 52 коп.

Согласно декларации, представленной 30.06.2004 заявителем, сумма к уплате земельного налога за
2004 г. составила 135470 руб. по ставке 0,14256 руб./кв. м. В течение 2004 г. заявителем был перечислен в бюджет земельный налог в общей сумме 155674 руб. 48 коп.

Таким образом, заявителем в 2004 г. было перечислено в бюджет 200232 руб. земельного налога.

Решением N 100 от 11.02.2005 ответчик приостановил операции по счетам заявителя в связи с невыполнением требований N 274 от 30.09.2004, N 405 от 15.11.2004, N 377 от 31.01.2005 на общую сумму 553524 руб. 29 коп. Со ссылкой на решение N 146 от 14.02.2005 на расчетный счет заявителя ответчиком было выставлено инкассовое поручение N 1248 от 14.02.2005 на сумму 152520 руб. 10 коп., оплаченное заявителем в полном объеме.

Таким образом, заявителем в 2004 - 2005 гг. перечислен в бюджет земельный налог в сумме 352752 руб. 10 коп.

Вероятно, имеется в виду: “...представлены в налоговый орган уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2002 - 2004 гг. с заявлением о перерасчете и возврате...“.

В связи с принятием 24.12.2003 Верховным судом Республики Татарстан решения N 3П-1-154/03, признавшего Постановление Верховного Совета Республики Татарстан от 04.03.93 N 1768-XII противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу - с 05.01.2004, заявителем 22.07.2005 представлены в налоговый орган уточненные налоговые декларации по дельному налогу за 2002 - 2004 гг. с заявлением о перерасчете и возврате излишне уплаченных сумм налога. В связи с неполучением ответа от налогового органа 15.11.2005 заявитель повторно обратился с заявлением о возврате излишне уплаченных налогов.

Уточненные декларации за 2002 - 2003 гг. не были приняты налоговым органом в связи с подачей их
не по формам, утвержденным на 2002 - 2003 гг. Ответчик письмом от 14.12.2005 отказал в перерасчете налога за 2002 - 2003 гг.

Повторно представив 22.12.2005 уточненные декларации по земельному налогу за 2002 - 2003 гг., заявитель указал суммы земельного налога за 2002 г. - 1669 руб., за 2003 г. - 3005 руб., за 2004 г. - 3279 руб.

На основании заключения N 82 от 29.09.2005 заявителю платежным поручением N 856 от 15.11.2005 был возвращен излишне уплаченный земельный налог за 2004 г. в сумме 60685 руб. 90 коп.; на основании заключения N 852 от 02.03.2006 налог возвращен 13.03.2006 в сумме 71505 руб. 10 коп.

Заявитель, считая бездействие налогового органа в части возврата излишне уплаченного налога в сумме 212608 руб. за 2002 - 2003 гг., обратился с заявлением в суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что согласно ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном НК РФ. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

Представление уточненных деклараций не по формам, действовавшим в 2002 - 2003 гг., не является основанием к отказу в их принятии. Налоговый орган не наделен правом отказа в принятии деклараций, поэтому в случае представления
декларации не по установленной форме налоговый орган в силу ст. 88 НК РФ обязан был предложить налогоплательщику внести соответствующие исправления. Однако ответчик не дал своевременного ответа на представленное заявление о возврате излишне уплаченного налога, а также не выполнил требования ст. 88 НК РФ, что привело к необходимости повторной подачи деклараций за 2002 - 2003 гг. 22.12.2005 и нарушению права налогоплательщика на возврат излишне уплаченного налога в установленные ст. 78 НК РФ сроки (в месячный срок с момента подачи заявления).

Факт оплаты земельного налога в заявленной сумме налоговым органом не отрицается и подтвержден материалами дела. Из материалов дела видно, что заявление о возврате излишне уплаченной суммы земельного налога подано заявителем в Налоговую инспекцию в пределах установленного трехгодичного срока.

Поскольку взыскание и уплата земельного налога за 2002 - 2004 гг. производилась заявителем после 05.01.2004 (даты вступления в законную силу решения Верховного суда Республики Татарстан N ЗП-1-154/03), ставки налога на землю, установленные п. 3 Постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 04.03.93 N 1768-XII (признанного недействующим вышеуказанным решением ВС Республики Татарстан N ЗП-1-154/03), при уплате недоимки и ее взыскании, по мнению суда, не применяются.

На основании заключения N 82 от 29.09.2005 заявителю возвращен налог в сумме 60685 руб. 90 коп. Денежные средства зачислены на счет заявителя 16.11.2005. На основании заключения N 852 от 02.03.2006 заявителю возвращен налог в сумме 71506 руб. 10 коп. Денежные средства зачислены на счет заявителя 13.03.2006. Поскольку ответчик своевременно возврат излишне уплаченной суммы налога не произвел, то за период с 28.08.2005 по 16.11.2005 судом начислены проценты в сумме 9824 руб. 41 коп. от
суммы невозвращенного налога 344799 руб. 10 коп.; за период с 17.11.2005 по 25.12.2005 в сумме 3946 руб. 45 коп. от суммы невозвращенного налога 284113 руб. 20 коп. (ставка рефинансирования 13%); за период с 26.12.2005 по 13.03.2006 в сумме 7286 руб. 75 коп. от суммы налога 284113 руб. 20 коп.; за период с 14.03.2006 по 21.03.2006 в сумме 489 руб. 29 коп. от суммы невозвращенного налога 212608 руб. 10 коп. (ставка рефинансирования 12%). Всего сумма процентов за период с 28.08.2005 по 21.03.2006 составила 21545 руб. 90 коп. Проценты взысканы судом по день фактического возврата излишне уплаченного налога.

Указанные выводы судом апелляционной инстанции признаны правомерными.

Судебная коллегия считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене как принятые с неправильным применением норм материального права.

Налоговые органы в силу п/п. 5 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Поскольку п. 3 Постановления Верховного Совета Республики Татарстан “О введении в действие Закона Республики Татарстан “О плате за землю“ от 04.03.93 решением Верховного суда Республики Татарстан от 24.12.2003 N ЗП-1-154/03 признан противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению не с момента издания (принятия) оспоренного нормативного правового акта, а с момента вступления решения суда в законную силу (05.01.2004), поэтому ставки налога на землю, установленные п. 3 Постановления ВС Республики Татарстан, подлежат применению с 05.01.2004, то есть при исчислении и уплате налога за 2004 г. и последующие налоговые периоды.

Аналогичная правовая конструкция содержится в ч. 5. ст. 195 АПК РФ, ч. 3 ст.
253 ГПК РФ, согласно которым нормативный правовой акт или его отдельные положения, признанные судом недействительными, не подлежат применению с момента вступления решения в законную силу.

Подобная правовая позиция используется законодателем также в п. 4. ст. 5 НК РФ, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, только если прямо предусматривают это.

Исходя из этого сам момент погашения недоимки не имеет правового значения, а существенным является только период ее возникновения и ставка налога, которая до 2004 г. то есть за 2003 г. и 2002 г. должна применяться без учета указанного решения Верховного суда Республики Татарстан, так как налоговые обязательства возникли в периоды, когда Постановление Верховного Совета Республики Татарстан “О введении в действие Закона Республики Татарстан “О плате за землю“ от 04.03.93 еще действовало.

Поэтому суд первой инстанции необоснованно придал указанному решению Верховного суда Республики Татарстан обратную силу, возвратив заявителю суммы земельного налога, уплаченного в 2004 г. в счет погашения недоимки за 2002 - 2003 гг.

С учетом изложенного заявитель имеет право на возврат только излишне уплаченного земельного налога за 2004 г.

В соответствии с ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.

Поскольку судом первой и апелляционной инстанций вопрос о размере налога и процентов за 2004 г. не исследован, коллегия считает принятые судебные акты подлежащими
направлению на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 28.03.2006 и Постановление апелляционной инстанции от 27.06.2006 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-353/06-СА2-9 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.