Постановление ФАС Поволжского округа от 19.10.2006 по делу N А57-205Б/04-31(22) Заявление о включении требования органа Фонда социального страхования РФ в реестр требований кредиторов должника удовлетворено, т.к. арбитражный суд пришел к выводу о доказанности заявленного размера капитализированных платежей по возмещению вреда здоровью.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 19 октября 2006 года Дело N А57-205Б/04-31(22)“
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия “НИПИгипромсельстрой“, г. Саратов,
на определение Арбитражного суда Саратовской области от 25.01.2006 по делу N А57-205Б/04-31(22)
по требованию Государственного учреждения Саратовское отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Саратов, о включении в реестр требований кредиторов требования в размере капитализированных платежей 3121148 руб. 21 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 25.01.2006 по делу N А57-205б/04-31(22) удовлетворено требование Государственного учреждения Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о включении в реестр требований кредиторов ОНО ППЗ “Красный Кут“ ГНУ МНТЦ “Племптица“ РАСН требования в размере капитализированных платежей - 3121148 руб. 21 коп.
В апелляционном порядке дело не пересматривалось.
Конкурсный кредитор - Федеральное государственное унитарное предприятие “НИПИгипромсельстрой“, не согласившись с состоявшимся по делу судебным актом, просит в своей кассационной жалобе его отменить как противоречащий нормам материального права.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив законность обжалованного судебного акта, не нашел оснований к его отмене.
Как видно из материалов дела, в ходе осуществления процедуры банкротства - конкурсного производства, введенной Арбитражным судом Саратовской области в отношении организации научного обслуживания - Племенного птицеводческого завода “Красный Кут“ ГНУ МНТЦ “Племптица“ Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - должник), Государственное учреждение Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение Фонда) предъявило должнику требование о включении в реестр требований кредиторов первой очереди капитализированных платежей в размере 3121148 руб. 21 коп.
Расчет суммы указанных платежей произведен отделением Фонда согласно Методике расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.07.2001 N 72.
Конкурсный управляющий требование отделения Фонда отклонил, руководствуясь ст. 135 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“. Размер требования отделения Фонда конкурсным управляющим признан лишь в части.
Определением от 25.01.2006 суд первой инстанции удовлетворил требования отделения Фонда.
Согласно ч. 3 ст. 135 Закона о банкротстве с согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных платежей переходит к Российской Федерации. При этом к Российской Федерации также переходят обязательства по возмещению причиненного вреда здоровью, которые впоследствии исполняются Российской Федерацией в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации, являясь специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, управляет средствами государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. п. 1, 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.94 N 101).
Статьями 3, 18 Закона о социальном страховании обязанность по аккумулированию капитализированных платежей возложена на Фонд социального страхования Российской Федерации. Внесение указанных платежей на счет данного Фонда предусмотрено также п. 6 Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863.
С учетом этого, а также исходя из природы возникших отношений, связанных с возмещением в порядке обязательного страхования вреда, причиненного здоровью работников должника, предъявление отделением Фонда, выступающим в качестве страховщика и осуществляющим выплаты по социальному страхованию, к такому должнику от имени Российской Федерации требования по уплате капитализированных платежей следует признать правильным.
В статье 135 Закона о банкротстве использован термин “повременные платежи“, однако в названном Законе, равно как и в других федеральных законах, не содержится его толкования.
Поэтому ч. 1 ст. 135 Закона о банкротстве не может применяться без учета законодательства, регулирующего отношения по возмещению вреда здоровью работника в порядке обязательного социального страхования.
Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний состоит из Закона о социальном страховании, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (ст. 2 Закона о социальном страховании).
Согласно п. 1 ст. 1 Закона о социальном страховании возмещение вреда, причиненного здоровью гражданина при исполнении им обязанностей по трудовому договору, осуществляется путем предоставления ему в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, установленных в п. 1 ст. 8 названного Закона, а именно: ежемесячных страховых выплат, выплачиваемых работнику в течение всего периода стойкой утраты им профессиональной трудоспособности и зависящих от среднего месячного заработка и степени утраты трудоспособности (п. 3 ст. 10, п. 1 ст. 12 Закона), и оплаты дополнительных расходов, связанных с его медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.
В случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный здоровью работника, оно обязано внести отделению Фонда капитализированные платежи (п. 2 ст. 23 Закона о социальном страховании), которые являются одним из источников доходов Фонда социального страхования Российской Федерации (п. 1 ст. 20 названного Закона). При этом ликвидированная организация перестает выплачивать обязательные страховые взносы.
Таким образом, капитализация платежей, перечисляемых на счет отделения Фонда, производится с целью резервирования средств на будущее и направлена на обеспечение прав и законных интересов граждан, перед которыми должник несет ответственность за возмещение вреда их здоровью в объеме, установленном Законом о социальном страховании, путем ежемесячных страховых выплат и оплаты дополнительных расходов, связанных с их медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.
Должник, в отношении которого открыто конкурсное производство, по смыслу абзаца четырнадцатого ст. 2, гл. VII Закона о банкротстве, п. 1 ст. 65 Гражданского кодекса Российской Федерации находится в стадии ликвидации через процедуру конкурсного производства.
Законом о социальном страховании не предусмотрено уменьшения размера обязательств ликвидируемого через процедуру конкурсного производства должника, возникших вследствие причинения вреда здоровью его работников, по сравнению с объемом аналогичных обязательств организации, ликвидируемой согласно общим положениям ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Иное нарушало бы права отделения Фонда как страховщика, поскольку объем его требований к ликвидируемой организации был бы различен в зависимости от оснований ликвидации причинителя вреда при неизменном объеме обязательств отделения фонда перед работниками должника.
Будучи специальным, Закон о банкротстве не регулирует отношения, возникающие при возмещении вреда здоровью граждан через систему обязательного социального страхования (п. 1 ст. 1 Закона о банкротстве).
В соответствии с п. 2 ст. 23 Закона о социальном страховании порядок капитализации соответствующих платежей, вне зависимости от того, являются они ежемесячными либо нет, определяется Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации 17.11.2000 издало Постановление N 863 “Об утверждении порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“, п. 2 которого Фонду социального страхования Российской Федерации поручено разработать и по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству утвердить методику расчета размера таких платежей.
Во исполнение этого Постановления Фонд социального страхования Российской Федерации Постановлением от 30.07.2001 N 72 утвердил Методику, согласованную с указанными органами исполнительной власти и предусматривающую капитализацию средств на выплату ежемесячных страховых выплат пострадавшим с применением коэффициентов капитализации, представляющих собой количественные оценки ожидаемых (вероятных) периодов капитализации, зависящих от пола и возраста потерпевшего, и на оплату дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование отделения Фонда социального страхования, руководствуясь указанными нормами права, и основания к отмене определения Арбитражного суда Саратовской области отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Саратовской области от 25.01.2006 по делу N А57-205б/04-31(22) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу с момента принятия.