Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 05.09.2006 по делу N А55-5603/06 В удовлетворении заявления о признании недействующим распоряжения органа местного самоуправления отказано, поскольку организационные и контролирующие функции в сфере транспортного обслуживания населения по федеральному законодательству возложены на органы местного самоуправления; отношения органов местного самоуправления с предприятиями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности, строятся на основе договоров.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 5 сентября 2006 года Дело N А55-5603/06“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Индивидуального предпринимателя Степанова М.М., г. Самара,

на решение от 06.06.2006 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-5603/06

по заявлению Индивидуального предпринимателя Степанова М.М., г. Самара, к Главе администрации городского округа Самары, третье лицо - Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара, о признании ненормативного правового акта недействующим,

УСТАНОВИЛ:

Предприниматель Степанов М.М. обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Главе администрации городского округа Самара (с учетом
уточнения) о признании недействующим распоряжения N 116-р от 03.04.2006 “Об утверждении Временного положения о порядке привлечения перевозчиков для осуществления коммерческих перевозок пассажирским автомобильным транспортом по договорам на установленных маршрутах по городским маршрутным перевозкам на территории городского округа Самара“, указывая на то, что оно вынесено с нарушением закона и его прав.

Решением от 06.06.2006 в удовлетворении заявления отказано.

Суд первой инстанции мотивировал решение тем, что заявитель не доказал нарушение оспариваемым нормативным актом закона, его прав и прав других предпринимателей.

Степанов М.М., обжалуя решение в кассационном порядке, просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Заявитель кассационной жалобы считает, что судом неправильно применены нормы материального права, а выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением N 116-р от 03.04.2006 Главы администрации городского округа Самара утверждено Временное положение о порядке привлечения перевозчиков для осуществления коммерческих перевозок пассажирским автомобильным транспортом по договорам на установленных маршрутах по городским маршрутным перевозкам на территории городского округа Самара.

Заявитель считает, что установленный вышеуказанным Временным положением порядок нарушает закон и его права, а также права других предпринимателей.

В частности, в нарушение ст. 32 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, а также ч. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации от 22.03.91 N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ данный порядок устанавливает ограничения для деятельности заявителя, поскольку обязывает для осуществления
коммерческих перевозок обратиться в Департамент транспорта администрации городского округа Самара с пакетом документов для заключения договора. При этом Департамент исходя из субъективных критериев может отказать в заключении договора, лишив его и других подобных предпринимателей возможности заниматься перевозками. Заявитель считает, что законодательство устанавливает лишь одно условие для осуществления таких перевозок - это получение соответствующей лицензии и согласование с органом местного самоуправления маршрута перевозок.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из того, что обжалуемым нормативным актом не нарушается закон, права и интересы заявителя, а также права других предпринимателей.

Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с п. 1 и п/п. 20 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ организация транспортного обслуживания находится в ведении муниципальных образований и отнесена к вопросам местного значения. Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ к полномочиям органов местного самоуправления городского округа Самара относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В соответствии с п. 6 ст. 72 Закона “О местном самоуправлении в Российской Федерации“ от 06.07.91 N 1550-1 городская администрация руководит транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, осуществляет контроль за работой иных транспортных
предприятий и организаций, обслуживающих население города, утверждает маршруты и графики движения местного транспорта, привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории города, обеспечивает учет автомобилей и других видов механических транспортных средств в городе, организует и контролирует обслуживание пассажиров на вокзалах, пристанях, аэропортах.

Таким образом, организационные и контролирующие функции в сфере транспортного обслуживания населения по федеральному законодательству возложены на органы местного самоуправления.

В статье 32 Федерального закона N 154-ФЗ указано, что отношения органов местного самоуправления с предприятиями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности, строятся на основе договоров, поэтому заключение договоров с хозяйствующими субъектами, не находящимися в муниципальной собственности, предусмотрено федеральным законодательством и не противоречит Конституции Российской Федерации и Гражданскому кодексу Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Закона Самарской области от 09.07.2002 N 53-ГД “О пассажирском автомобильном и городском наземном электрическом транспорте в Самарской области“ органы местного самоуправления в сфере управления пассажирским транспортом привлекают в соответствии с федеральным и областным законодательством, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления перевозчиков для осуществления коммерческих перевозок по договорам на установленных маршрутах по городским, внутрирайонным пассажирским маршрутным перевозкам в пределах муниципального образования, специальным и сезонным перевозкам, осуществляют контроль за деятельностью перевозчиков, а также иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством.

В соответствии с Положением о Департаменте транспорта администрации г. Самары, утвержденным Постановлением Главы г. Самары N 147 от 31.03.99, данные полномочия возложены на Департамент транспорта администрации г. Самары.

В соответствии с п. 3.11 указанного Положения Департамент привлекает перевозчиков для осуществления коммерческих перевозок по договорам на установленных маршрутах.

Нормы вышеуказанного Временного положения определяют порядок оформления отношений между
перевозчиком и заказчиком, где в качестве заказчика определен компетентный орган местного самоуправления, а в качестве перевозчика любое лицо, изъявившее желание осуществлять перевозки и представившее для этого необходимый пакет документов.

Таким образом, Временное положение разработано и утверждено в рамках действующего законодательства и полностью соответствует ему.

Основанием для принятия решения суда о признании нормативного акта органа местного самоуправления недействительным, как указал Пленум Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“ в п. 6, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Временное положение не ограничивает самостоятельность хозяйствующих субъектов, не ущемляет их интересы, а наоборот, преследует цель достижения общественно полезных результатов путем привлечения к осуществлению пассажирских перевозок транспортом общего пользования более квалифицированных лиц, имеющих все необходимые документы для осуществления безопасной и регулярной перевозки пассажиров по маршрутам.

Ответчик как орган местного самоуправления по закону обязан выполнять организационные и контролирующие функции в сфере транспортного обслуживания. Для достижения этой цели он разработал оспариваемое положение, из содержания которого следует, что любое лицо, изъявившее желание возложить на себя обязательства по перевозке населения может обратиться в орган местного самоуправления.

Правоотношения по заключению подобного договора урегулированы нормами гражданского законодательства, а также оспариваемым Временным положением, где, в частности, определен исчерпывающий перечень для отказа ответчиком в заключении договора, поэтому у заявителя имеется возможность защитить свои права в судебном порядке путем обжалования конкретных действий (бездействия) органа местного
самоуправления по заключению договора. Заявитель также может защитить свои права путем подачи иска об обязании ответчика заключить договор на определенных условиях, так как в оспариваемом положении не определены конкретные условия договора, то есть договор не является типовым и условия могут оговариваться сторонами при его заключении с учетом положений ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации о свободе договора.

При указанных обстоятельствах обжалуемое решение принято при правильном применении норм материального права, а выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для отмены решения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 06.06.2006 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-5603/06 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.