Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 25.08.2006 по делу N А49-948/2006-100А/19 В удовлетворении заявления о признании недействительным решения налогового органа отказано правомерно, поскольку у заявителя отсутствуют основания для применения налогового вычета по налогу на добавленную стоимость и его возмещения из бюджета в связи с отсутствием у него обязанности по уплате налога на добавленную стоимость от реализации коммунальных услуг.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 25 августа 2006 года Дело N А49-948/2006-100А/19“

(извлечение)

Муниципальное учреждение “Департамент жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы“ обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Пензы о признании недействительным ее решения от 29.12.2005 N 123 в части предложения уменьшить на исчисленную в завышенных размерах сумму превышения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость над общей суммой исчисленного налога в сумме 1960688 руб. и внесении соответствующих исправлений в бухгалтерский учет, а также обязании ответчика возместить из бюджета налог
на добавленную стоимость в сумме 3153859 руб.

Решением суда от 12.04.2006 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В суде апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.

В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение суда, мотивируя это неправильным применением судом норм материального права.

По мнению Департамента, суд ошибочно применил положения п/п. 4 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку он не является органом, входившим в систему органов местного самоуправления, и не осуществляет реализацию коммунальных услуг в рамках исключительных компетенций.

Установлено, что решением налогового органа от 29.12.2005 N 123 по результатам проведенной камеральной налоговой проверки представленной 21.10.2005 уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за июль 2005 г., согласно которой к возмещению из бюджета заявлена сумма 3153859 руб., Муниципальному учреждению “Департамент жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы“ предложено уменьшить на исчисленные в завышенных размерах налог на добавленную стоимость к возмещению в сумме 1960688 руб. с внесением соответствующих исправлений в бухгалтерский учет.

Согласно материалам дела, Департамент в проверяемом налоговом периоде (июль 2005 г.) приобретал энергоресурсы и иные услуги для последующей реализации населению коммунальных услуг, в том числе и отдельным категориям граждан, которым федеральным законодательством предоставлены льготы.

По мнению Инспекции, налогоплательщик при исчислении налога на добавленную стоимость занизил налоговую базу на 3766336 руб., полученных им из бюджета через органы социальной защиты на покрытие разницы между государственной регулируемой ценой и отпускной ценой при реализации коммунальных услуг отдельным категориям граждан, которым в соответствии с федеральным законодательством предоставлены льготы по их оплате, что привело к неполной уплате налога на добавленную стоимость в сумме 574522 руб.

Кроме того, Департамент необоснованно применил налоговый вычет в
сумме 1386166 руб. в июле 2005 г., поскольку оказание информационно-консультационных услуг, их оплата и выставление счета-фактуры произведены в июне 2005 г.

Коллегия выводы арбитражного суда об отказе в удовлетворении заявленных требований находит правильными.

Уставом г. Пензы, принятым решением Пензенской городской Думы от 30.06.2005 N 130-12/4, предусмотрено, что к вопросам местного значения г. Пензы относятся, в том числе, организация в границах г. Пензы электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом, организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда, сбор, вывоз, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов.

Согласно п. п. 1 и 3 ст. 73 Закона Российской Федерации от 06.07.91 N 1550-1 “О местном самоуправлении в Российской Федерации“ (с изменениями и дополнениями) в области жилищного хозяйства и коммунального обслуживания населения городская администрация осуществляет контроль за надлежащей эксплуатацией жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и бытового обслуживания, обеспечением бесперебойного коммунального обслуживания населения, устойчивую работу объектов водо-, газо-, тепло-, энергоснабжения.

Статьей 33 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ предусмотрено, что органы местного самоуправления выступают заказчиком на выполнение работ по коммунальному обслуживанию населения, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых потребностей населения, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.

Таким образом, обеспечение услугами заключается в организации работы муниципальных служб и иных хозяйствующих субъектов, выполняющих работы (оказывающих услуги) для населения.

Департамент создан на основании Постановления Главы администрации г. Пензы от 14.05.2005 N 662 в связи с реорганизацией Муниципального учреждения “Жилсервис г. Пензы“ и “Коммунсервис г. Пензы“ путем слияния. Учреждение создано с целью
дальнейшего совершенствования управления жилищно-коммунальным хозяйством города, направленного на повышение уровня предоставляемых населению услуг.

Цель создания муниципального учреждения - осуществление управленческих и иных функций некоммерческого характера - согласуется с понятием и целями деятельности учреждения, предусмотренными п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно Уставу Департамент создан для осуществления функций по управлению в сфере жилищно-коммунального хозяйства в городе. Учреждение возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Постановлением Главы администрации города. Учреждение финансируется из бюджета г. Пензы в пределах утвержденной им сметы. Численность работников за июль 2005 г. составила 140 человек.

Администрация г. Пензы через созданный ею для целей эффективного использования и контроля за соблюдением действующего законодательства в сфере эксплуатации и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства Департамент приобретала энергоресурсы и иные услуги для последующей реализации населению коммунальных услуг.

Главными видами деятельности Учреждения являются осуществление общего руководства, координация и контроль за деятельностью муниципальных предприятий и учреждений жилищно-коммунального хозяйства, участие в формировании, размещении муниципального заказа на выполнение работ по благоустройству территории, по эксплуатации, содержанию и развитию муниципального жилищного фонда г. Пензы; внешнему благоустройству и озеленению территории города; оказание услуг для нужд жилищно-коммунального хозяйства и осуществление контроля за исполнением муниципального заказа; осуществление функции наймодателя по договорам социального найма муниципального жилищного фонда; заключение договоров на оказание жилищно-коммунальных услуг в муниципальном жилищном фонде.

Таким образом, выводы суда о том, что применение в отношении заявителя как муниципального учреждения, финансируемого за счет средств бюджета г. Пензы, правил о том, что (п/п. 4 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации) не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов
государственной власти и органов местного самоуправления в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, являются законными и обоснованными.

Поскольку предприятия жилищно-коммунального хозяйства реализуют коммунальные услуги отдельным категориям населения по льготным ценам, расходы по жилищно-коммунальному обслуживанию помимо населения несет местный бюджет или иные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством.

Расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации в соответствии с п/п. 1 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.09.97 N 126-ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“, включаются в расходную часть местных бюджетов.

Полученные Департаментом как денежные средства от населения в виде платы за коммунальные услуги, так и средства бюджетов (дотаций, субсидий) не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, так как в данном случае деятельность заявителя рассматривается как выполнение органом местного самоуправления п. п. 4 и 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.99 N 887 “О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения“, установивших, что указанные сборы производятся собственниками домовладений или уполномоченными ими организациями через расчетно-кассовые центры.

При таких обстоятельствах выводы суда об отсутствии у Департамента права на применение налоговых вычетов и возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета в связи с отсутствием у него обязанности по уплате налога на добавленную стоимость от реализации коммунальных услуг, являются законными и обоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 274, 286, 287 (п/п. 1 п. 1), 289 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 12.04.2006 Арбитражного суда Пензенской области по делу N А49-948/2006-100А/19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.