Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 23.08.2006 по делу N А55-1417/06 Арбитражный суд признал незаконным постановление о привлечении к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники, т.к. дело об административном правонарушении было рассмотрено в отсутствие законного представителя заявителя, доказательств, свидетельствующих о надлежащем извещении законного представителя заявителя о времени и месте рассмотрения протокола об административном правонарушении, налоговым органом не представлено.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 23 августа 2006 года Дело N А55-1417/06“

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью “Шипис“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным и об отмене Постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Куйбышевскому району г. Самары (далее - Инспекция) от 19.10.2005 N 42 о привлечении к административной ответственности на основании ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 30000 руб.

Решением суда первой инстанции от 06.03.2006 заявление удовлетворено.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 06.05.2005
решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить указанные судебные акты, мотивируя неправильным применением судом норм материального права, поскольку протокол об административном правонарушении от 10.10.2005 N 48, составленный в отсутствие директора Общества, был направлен по почте и получен 14.10.2005.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Инспекцией проведена проверка соблюдения Федерального закона “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ в хлебном киоске, расположенном по адресу: г. Самара, ул. Пугачевский тракт, 25, принадлежащем Обществу, в ходе которой установлена реализация продавцом 1 буханки хлеба “Раменский“ по цене 9 руб. без применения контрольно-кассовой техники.

По результатам проверки составлен акт от 06.10.2005 и протокол об административном правонарушении от 10.10.2005 N 48.

Постановлением Инспекции от 19.10.2005 N 42 Общество привлечено к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ в виде наложения штрафа.

Суд первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявление, исходил из факта составления протокола об административном правонарушении без участия законного представителя Общества, что не соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.

Согласно ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о физическом лице, или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.7
КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Статьей 25.4 КоАП РФ установлено, что законным представителем юридического лица является его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.

Судами установлено и материалами дела подтверждается, что дело об административном правонарушении возбуждено Инспекцией в отношении Общества, однако не были приняты меры по надлежащему уведомлению Общества и предоставлению его представителю возможности принять участие в составлении протокола об административном правонарушении, который был составлен 10.10.2005 только должностным лицом налогового органа без участия лица, привлекаемого к административной ответственности.

Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований ст. ст. 25.1 и 28.2 КоАП РФ и, соответственно, не может служить основанием для привлечения Общества к административной ответственности.

Согласно п. 10 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого Постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов, основанных на материалах дела и правильном применении норм
материального и процессуального права.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 06.03.2006 и Постановление апелляционной инстанции от 06.05.2006 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-1417/06 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.