Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 03.08.2006 по делу N А06-2874/2-15/05 Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект РФ или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с РФ вне зависимости от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта федерации или муниципального образования.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 3 августа 2006 года Дело N А06-2874/2-15/05“

(извлечение)

Открытое акционерное общество “Российские железные дороги“, г. Москва, обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва, Министерству финансов Астраханской области, г. Астрахань, с привлечением в качестве третьего лица Министерства социального развития и труда Астраханской области, о взыскании 360199 руб. 70 коп. убытков.

Исковое заявление мотивировано причинением истцу убытков в связи с отсутствием компенсации льгот, предоставленных отдельным категориям граждан во исполнение Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

До принятия решения
по делу истцом уточнены исковые требования в части определения ответчика. Истец просит взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу истца 360199 руб. 70 коп. убытков.

В отзыве на исковое заявление третье лицо пояснило, что финансирование производится из федерального бюджета.

Министерство финансов Астраханской области в отзыве на иск пояснило, что предусмотренные в бюджете области средства были перечислены истцу полностью.

Министерство финансов Российской Федерации в отзыве на иск просило освободить от ответственности, поскольку истцом не доказано причинение убытков, денежные средства Астраханской области перечислены в большем объеме, чем предусмотрено федеральным бюджетом на 2004 год.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 27.02.2006 исковые требования с учетом уточнения удовлетворены.

Решение суда мотивировано следующими обстоятельствами: материалами дела доказан факт оказания услуг с учетом льгот; льготы установлены федеральным законом; субсидии перечислены в недостаточном объеме; компенсация должна производиться за счет средств федерального бюджета.

В порядке апелляционного производства законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверялись.

Не согласившись с доводами суда первой инстанции, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и в удовлетворении исковых требований отказать.

В обоснование своей кассационной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм процессуального и материального права, а именно: истцом не доказан факт причинения убытков; не представлены доказательств фактической стоимости проезда; не представлены данные о количестве лиц, имеющих право на льготу; действия Минфина не признаны незаконными; обязательства Минфином выполнены в большем объеме.

Истец в отзыве на кассационную жалобу просил оставить судебный акт без изменений ввиду необоснованности доводов заявителя кассационной жалобы.

Проверив законность
принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на кассационную жалобу, судебная коллегия кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы.

Материалами дела установлено следующее.

Истцом в 2004 году в соответствии с Федеральным законом от 24.11.95 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ (далее по тексту - Закон) отдельным категориям граждан были предоставлены соответствующие льготы, предусмотренные Законом.

В соответствии со ст. 30 Закона в действовавшей на момент предоставления льгот редакции дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.

Инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия.

Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида.

Данным Законом источники и порядок финансирования расходов в связи с исполнением Закона не определены.

Согласно п. 19 ст. 4 Закона к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов.

В соответствии с “Порядком предоставления и расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов “О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536, действие которого распространено на 2004 год, субсидии и субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые в органах федерального казначейства.

Пунктом 3 ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“ потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством. Совместное финансирование расходов на указанные цели не может быть расценено как допускающее установление Российской Федерацией обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской
Федерации вне зависимости от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта федерации или муниципального образования.

Данная позиция, в частности, отражена в Постановлении Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23.

При данных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно установлена в качестве лица, ответственного за причиненные истцу убытки, Российская Федерация.

Список лиц, получивших установленные Законом льготы, так же как и факт предоставления истцом льгот отдельным категориям граждан, подтверждены материалами дела.

В связи с реализацией Закона расходы истца по льготной категории граждан в 2004 г. составили 5640199 руб. 70 коп. Расходы истца за 2004 год компенсированы на сумму 5280000 руб. Убытки истца составляют 360199 руб. 70 коп.

Наличие задолженности перед истцом по выпадающим доходам подтверждается имеющимся в материалах дела актом сверки, подписанным между истцом и органом социальной защиты населения.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что Министерством финансов Российской Федерации обязательства исполнены надлежащим образом, поскольку на счет Министерства финансов по Астраханской области было перечислено 40302000 руб. на реализацию Закона, что превышает размер средств, предусмотренный федеральным бюджетом на 2004 год, не может служить основанием к отмене судебного акта.

Судом при рассмотрении дела установлено, что поступившие в субъект Российской Федерации из федерального бюджета денежные средства в размере 40302000 руб. были распределены пропорционально между получателями в пределах утвержденных лимитов. Однако данных средств было недостаточно для покрытия выпадающих доходов железнодорожного транспорта в полном объеме.

Именно недостаточное финансирование выпадающих доходов из федерального бюджета послужило для суда основанием к удовлетворению исковых требований.

При указанных выше обстоятельствах судебной коллегией кассационной инстанции оснований к отмене обжалованного судебного акта не установлено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 286,
287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 27.02.2006 по делу N А06-2874/2-15/05 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.