Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 27.07.2006 по делу N А55-31682/2005 Осуществление расчетов через корреспондентский счет обслуживающего банка не противоречит налоговому законодательству и не может лишать экспортера права на возмещение сумм налога на добавленную стоимость.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 27 июля 2006 года Дело N А55-31682/2005“

(извлечение)

Открытое акционерное общество “Волгоцеммаш“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 2 по Самарской области (далее - Инспекция) о признании недействительным решения Инспекции N 177 от 20.07.2005 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 175842 руб. Общество также просило обязать Инспекцию вынести решение о возмещении из федерального бюджета в порядке взаимозачета сумму НДС в размере 175842 руб.

Решением
суда первой инстанции от 27.12.2005 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 24.03.2006 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, указывая на то, что Общество не представило пакет документов, предусмотренный ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). По мнению заявителя жалобы, выписки банка не подтверждают поступление валютной выручки от иностранного покупателя на счет Общества. Инспекция также указывает на недобросовестность Общества при предъявлении к возмещению сумм НДС, ссылаясь на невозможность проведения встречных проверок поставщиков Общества.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества - возражения на них.

Проверив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа оснований для удовлетворения кассационной жалобы не находит.

Как следует из материалов дела, Общество представило в Налоговую инспекцию декларацию по НДС по ставке 0% за март 2005 г., а также документы, подтверждающие право на применение данной ставки НДС.

По результатам камеральной налоговой проверки Инспекцией принято решение N 177 от 20.07.2005 об отказе Обществу в применении налоговых вычетов в сумме 177681 руб.

Основанием для принятия данного решения явилось то, что, по мнению Инспекции, согласно представленным документам Общества выручка от реализации товара на экспорт поступила не от покупателей реализованного на экспорт товара, а через корреспондентские счета банков.

Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось в арбитражный суд.

Суды удовлетворили требования налогоплательщика, признав решение налогового органа N 177 от 20.07.2005 в оспариваемой части недействительным.

Кассационная инстанция, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит правовых оснований для отмены принятых по делу и обжалуемых налоговым органом
судебных актов.

В соответствии с п/п. 1 п. 1 ст. 164 Кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса.

Пункт 1 ст. 165 Кодекса содержит перечень документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0% и налоговых вычетов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта. В этот перечень согласно подпунктам 1 - 4 п. 1 ст. 165 Кодекса включены: контракт (его копия) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации; выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке; грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и пограничного таможенного органа; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета при экспорте товаров (работ, услуг), а также порядок реализации этого права установлены ст. 176 Кодекса. Согласно п. 4 данной статьи суммы, предусмотренные ст. 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в подпунктах 1 - 6 п. 1 ст. 164 Кодекса, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с п. 6 ст. 166 Кодекса, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации и документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса.

Возмещение НДС производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в п. 6 ст. 164
Кодекса, и документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса. В течение этого срока налоговый орган в соответствии с п. 4 ст. 176 Кодекса должен проверить обоснованность применения налогоплательщиком налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении сумм НДС путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

При этом согласно п. 2 ст. 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Основанием для предоставления налоговых вычетов в силу п. 1 ст. 172 Кодекса являются счета-фактуры, выставленные продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров, и документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налогов.

Таким образом, право налогоплательщика на возмещение НДС в связи с экспортом товаров (работ, услуг) при представлении в налоговый орган отдельной налоговой декларации по ставке 0% обусловлено фактами реального экспорта товаров и реальной оплаты товара иностранным покупателем, что подтверждается документами, предусмотренными ст. 165 Кодекса, а также уплатой налога поставщикам товаров (работ, услуг), использованных при экспортных операциях.

Судами на основании имеющихся в деле документов установлено, что Обществом в подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0% представлен в налоговый орган полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса. Суды признали доказанным факт вывоза с таможенной территории Российской Федерации за границу реализованного Обществом товара иностранному покупателю без обязательств об обратном ввозе.

Довод Инспекции о неполучении Обществом валютной выручки правомерно отклонен судами.

Подпунктом 2 п. 1 ст. 165 Кодекса предусмотрено представление в налоговый орган в составе комплекта документов выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки
от иностранного лица - покупателя отгруженного на экспорт товара на счет налогоплательщика в российском банке. Общество с декларацией за март 2005 г. представило в налоговый орган наряду с выписками банка swift-сообщения - документы, на основании которых денежные средства зачислены на счет экспортера.

Кассационная инстанция отклоняет довод Налоговой инспекции о непредставлении Обществом документов, подтверждающих поступление валютной выручки от иностранных покупателей, обоснованный только тем, что денежные средства поступили на расчетный счет Общества со счета, который служит для “расчетов между филиалами банков, расположенных на территории Российской Федерации“. Осуществление оплаты товаров посредством корреспондентских отношений между банками, участие в межбанковских расчетах филиалов банка не противоречат действующему законодательству. Для целей применения льготной налоговой ставки в п/п. 2 п. 1 ст. 165 Кодекса не установлено специальных требований к выписке банка, представляемой налогоплательщиком в налоговые органы в подтверждение поступления валютной выручки по экспортному контракту, нет и запрета на участие филиалов банков при осуществлении расчетов между экспортером товара и иностранным покупателем.

Следовательно, вывод суда о том, что Общество представило Инспекции полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса, и доказало факт поступления валютной выручки, является обоснованным, в связи с чем решение Инспекции в обжалуемой части обоснованно признано незаконным.

Ссылка налогового органа на материалы встречных проверок арбитражным судом правомерно отклонена, поскольку нарушение поставщиками обязанностей по уплате налога является основанием для применения к ним налоговыми органами мер, предусмотренных налоговым законодательством. Признаков какой-либо недобросовестности со стороны Общества из материалов дела не усматривается, налоговым органом недобросовестность Общества суду не доказана. Контроль за исполнением поставщиками товаров обязанностей по своевременной уплате налогов в бюджет возложен на налоговые органы.

При таких
обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены судебных актов не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 286, п. 1 ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 27.12.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 24.03.2006 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-31682/2005 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.