Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 22.06.2006 по делу N А55-15526/04-44 Земли, на которых находятся леса, не могут быть переданы в аренду в отрыве от находящегося на них леса, передача в аренду таких земель производится в порядке, установленном Лесным кодексом Российской Федерации; пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными может быть восстановлен судом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 22 июня 2006 года Дело N А55-15526/04-44“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Самарской области, г. Самара,

на решение от 28.12.2005 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-15526/04-44

по заявлению Прокуратуры Самарской области, г. Самара, к Департаменту имущественных отношений Самарской области, г. Самара, с участием заинтересованных лиц: Общества с ограниченной ответственностью “Отдых“, г. Сызрань Самарской области, ФГУ Волжское ГОЛОХ, с. Шигоны Самарской области, Агентства лесного хозяйства по Самарской области, г. Самара, Самарского лесхоза, г. Самара, о признании
недействительным решения,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратура Самарской области обратилась в арбитражный суд с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (судом произведена замена в порядке ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на Департамент имущественных отношений Самарской области) о признании недействительным решения Департамента управления государственным имуществом Администрации Самарской области N 873 от 05.12.2001 “О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Шигонский район, “Муранский бор“.

Прокурором заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ссылаясь на то, что основанием для обращения н арбитражный суд явились результаты проверки статуса спорного участка, связанные с необходимостью истребования документов и получения ответов на запросы, на что потребовались значительные временные затраты. В результате вывод о нарушении лесного законодательства при предоставлении указанного земельного участка в аренду сделан фактически 26.10.2004. Суд посчитал причины пропуска срока на обращение в арбитражный суд, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уважительными, в связи с чем срок восстановлен судом. Решением от 28.12.2005 заявленные требования судом удовлетворены.

В апелляционном порядке законность решения не проверялась.

В кассационной жалобе Департамент имущественных отношений Самарской области просит решение отменить, в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Кроме того, заявитель кассационной жалобы полагает, что Прокурором пропущен трехмесячный срок, предусмотренный п. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и не представлены документы, позволяющие сделать вывод об уважительной причине пропуска срока.

Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятого по делу судебного акта, не находит оснований для удовлетворения
кассационной жалобы.

При проверке судебного акта суд кассационной инстанции исходит из положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и доводов кассационной жалобы.

Как видно из материалов дела, 05.12.2001 Департаментом управления государственным имуществом Самарской области принято решение о предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью “Отдых“ в аренду земельного участка, отнесенного к землям особо охраняемых территорий, расположенного по адресу: Самарская область, Шигонский район, “Муранский бор“, кадастровый номер 63:37:050000:0048(0), площадью 86072 кв. м, фактически занимаемого автодорогой с. Муранка - “Дом охотника“, сроком на пять лет с 01.11.2001 по 31.10.2006.

Заявленные требования мотивированы тем, что согласно ст. 34 Лесного кодекса Российской Федерации, сведениям Государственной лесной службы, указанный земельный участок находится на территории лесного фонда, является федеральной собственностью, решение по изъятию которого из лесного фонда Правительством Российской Федерации не принималось.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что согласно материалам ФГУ “Волжское государственное опытно-лесоохотничье хозяйство“ лесоустройства 1999 г. и сведениям ФГУ “Волжское ГОЛОХ“ указанный земельный участок относится к участкам лесного фонда и находится в категории защитности “Особо ценные лесные массивы“ урочища “Муранский бор“ Львовского лесничества ФГУ “Волжское ГОЛОХ“.

Из материалов дела усматривается, что земельный участок находится в квартальной сетке “Муранский бор“, которая имеет, соответственно, выделы: квартал 77 выдел N 27 площадь 0,4 га; квартал 87 выдел N 21 площадь 3,0 га; квартал 88 выдел N 28 площадь 0,2 га; квартал 93 выдел N 24 площадь 2,0 га; квартал 103 выдел N 34 площадь 1,5 га; квартал 104 выдел N 50 площадь 4,0 га; квартал 126 выдел N 22 площадь 0,8 га; квартал 113 выдел N 14 площадь 0,8 га; квартал 114
выдел N 23 площадь 3,0 га; квартал 115 выдел N 42 площадь 2,6 га; квартал 109 выдел N 32 площадь 0,5 га; что подтверждается материалами Волжского государственного лесоохотничьего хозяйства Самарской области, лесоустройства 1999 г.

Отнесение земель к соответствующей категории в соответствии со ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации определяет их целевое назначение.

Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 10 Кодекса субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации к отношениям по использованию и охране, в том числе лесов и иных природных ресурсов, применяются соответственно лесное законодательство, специальные федеральные законы.

К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

При этом имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным законодательством, специальными федеральными законами.

В соответствии со ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли, в том числе почвенный слой, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

В соответствии с преамбулой Лесного кодекса Российской Федерации регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного
мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.

Согласно ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации объектами лесных отношений являются лесной фонд Российской Федерации, участки лесного фонда, права пользования ими леса, не входящего в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно-кустарниковая растительность.

Поэтому подлежат применению нормы лесного законодательства, поскольку земельным законодательством эти отношения не урегулированы.

В силу положений ст. 34 Лесного кодекса Российской Федерации, участки лесного фонда предоставляются в аренду на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством или по результатам лесных конкурсов.

Исходя из понятий земельного участка и леса, следует вывод о том, что земли, на которых находятся леса, не могут быть переданы в аренду в отрыве от находящегося на них леса. Передача в аренду таких земель производится в установленном ст. 34 Лесного кодекса Российской Федерации порядке.

Судебная коллегия кассационной инстанции считает правильным вывод Арбитражного суда Самарской области о том, что поскольку установленные ст. 34 Лесного кодекса Российской Федерации требования заинтересованным лицом не соблюдены, то оспариваемое решение не соответствует нормам Лесного кодекса Российской Федерации, а также правомерно судом восстановлен пропущенный Прокурором срок для обращения в суд в порядке ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд первой инстанции обосновано учел то обстоятельство, что доказательств перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий в порядке ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации заинтересованным лицом и Обществом с ограниченной ответственностью “Отдых“ не представлено, поэтому ссылка на справку и письмо Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Шигонского района Самарской области от
11.09.2001 и, соответственно, от 25.11.2004, а также на выписку из государственного земельного кадастра от 25.01.2005 N 05-0029/1 признана необоснованной.

При таких обстоятельствах решение суда основано на полном, всестороннем исследовании представленных сторонами доказательств, правильной правовой квалификации спорных правоотношений, правильном применении норм материального и процессуального права, поэтому его следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 28.12.2005 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-15526/04-44 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.