Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 16.06.2006 по делу N А55-33914/2005-32 Поскольку налогоплательщик не является российским перевозчиком, к которым относятся организации или индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками НДС, состоящие на учете в налоговых органах Российской Федерации и непосредственно занимающиеся перевозкой грузов, транспортно-экспедиционная деятельность налогоплательщика является обычным видом его деятельности, налогообложение в данном случае должно производиться по ставке 18 процентов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 16 июня 2006 года Дело N А55-33914/2005-32“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 16 по Самарской области, г. Новокуйбышевск,

на решение от 20.01.2006 и Постановление апелляционной инстанции от 16.03.2006 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-33914/2005-32

по заявлению Закрытого акционерного общества “ЮКОС-Транссервис“, г. Новокуйбышевск, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Самарской области о признании недействительными ее решений от 20.09.2005 N 814-12У, N 139-10/У и требования от 31.10.2005 N
2016,

УСТАНОВИЛ:

Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.01.2006, оставленным без изменения Постановлением суда апелляционной инстанции от 16.03.2006, удовлетворены заявленные требования Закрытого акционерного общества “ЮКОС-Транссервис“ к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 16 по Самарской области о признании недействительными ее решения от 20.10.2005 N 814-12У в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 11665170 руб. и от 20.10.2005 N 814-12У в части доначисленного налога на добавленную стоимость в сумме 2313286 руб. и пени по нему в сумме 8328 руб., а также требования от 31.10.2005 N 2016 об уплате налога на добавленную стоимость в сумме 2313286 руб. и пени по нему в сумме 8382 руб.

В кассационной жалобе заявитель просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новое решение, мотивируя это неправильным применением судом норм материального права.

По мнению налогового органа, целью договора транспортной экспедиции по аренде и ремонту железнодорожных вагонов является представление организацией услуг по освобождению грузоотправителя от несвойственной ему функции по организации и обеспечению перевозки экспортных грузов, следовательно, транспортно-экспедиционная деятельность налогоплательщика является обычным видом его деятельности на территории Российской Федерации и налогообложение в данном случае должно производиться по ставке 18 процентов.

В судебном заседании Федерального Арбитражного суда Поволжского Округа в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 9 часов 20 минут 16.06.2006.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.

Как усматривается из материалов дела, решением налогового органа от 20.10.2005 N 814-12У по результатам проведенной камеральной проверки представленной 20.07.2005 налоговой декларации об обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов
по экспортной операции и возмещения из федерального бюджета налога на добавленную стоимость за июнь 2005 г. Закрытому акционерному обществу “Юкос-Транссервис“ отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 11665170 руб. и решением от 20.10.2005 N 814-12У предложено уплатить доначисленный налог на добавленную стоимость в сумме 2313286 руб. и пени по нему в сумме 8382 руб., на основании которого в адрес истца выставлено требование от 31.10.2005 N 2018 об уплате в срок до 16.11.2005 в добровольном порядке доначисленного налога на добавленную стоимость и пени по нему.

Согласно представленным материалам налогоплательщиком в январь - май 2005 г. оказаны услуги, связанные по отгрузке на экспорт нефтепродуктов на основании заключенных им с Обществом с ограниченной ответственностью “Юкос Экспорт Трейд“ договоров от 21.12.2000 N ЮТС/45/2000 и от 01.05.2003 N ЮТС/251/2003 об оказании транспортно-экспедиционных услуг, с Открытым акционерным обществом “НК Юкос“ от 01.09.2000 N ЮО-4-01/968 и от 12.11.2001 N ЮТС/148/2001.

Коллегия выводы арбитражного суда об удовлетворении исковых требований находит ошибочными.

В соответствии с п/п. 1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемых российскими перевозчиками, а также иных подобных работ (услуг).

Между тем истец не является российским перевозчиком, к которым относятся организации или индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, состоящие на учете в налоговых органах Российской Федерации в соответствии со ст. ст. 83, 84 Налогового кодекса Российской Федерации и непосредственно занимающиеся перевозкой грузов.

Понятие перевозчика дано также в
ст. 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Закрытое акционерное общество “Юкос-Транссервис“ при подтверждении налоговой ставки 0 процентов в перечень затрат по транспортно-экспедиционному обслуживанию экспортных грузов включило затраты по аренде цистерн и работы по ремонту вагонов-цистерн.

К оказанию услуг по сопровождению и экспедированию аренда цистерн согласно ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации не относится, согласно которой по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В государственном стандарте Российской Федерации Р51133-98 экспедиторские услуги на железнодорожном транспорте, работы по ремонту в классификации экспедиторских услуг отсутствуют.

Таким образом, транспортно-экспедиторские услуги, оказываемыми Обществом, связанные с сопровождением грузов, не подпадают под действие п/п. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации в данном случае как российский перевозчик, только железная дорога имеет право на применение налоговой ставки 0 процентов, а транспортно-экспедиторская деятельность истца в рамках данного дела является обычным видом деятельности и налогообложение в данном случае должно производиться по ставке 18 процентов.

Кроме того, согласно условиям заключенных Обществом договоров аренды цистерн с Закрытым акционерным обществом “Компания “Русский мир“ от 05.06.2002 N РМ-ЮР/Ж2-030/ЮТС/169/2002 арендодатель производит плановый, деповский и капитальный ремонт цистерн (п. 3.1.4); с Закрытым акционерным обществом “ЭКЗА“ от 01.12.2001 N ЮТС/152/2001 (п. 5.1.4) - также предусмотрены аналогичные условия по ремонту цистерн, а также и с другими арендодателями.

Следовательно, включение налогоплательщиком в списание в затраты на производство услуг по ремонту подвижного состава и аренде в сумме 7367089 руб., налога на добавленную стоимость в сумме 1326076 руб. также является неправомерным, а также затраты по аренде вагонов-цистерн в сумме 70290979 руб., налога на добавленную
стоимость в сумме 12652376 руб. являются необоснованными по причине неподтверждения Обществом непосредственной связи данных затрат по аренде вагонов-цистерн с экспортом, поскольку из имеющихся в материалах дела счетов-фактур и платежных поручений не усматривается использование их исключительно в экспортных перевозках либо истцом оплачивался ремонт именно тех вагонов-цистерн.

Отсутствуют также в указанных документах записи об использовании арендуемых вагонов-цистерн исключительно в рамках договоров оказания транспортно-экспедиционных услуг сопровождения экспортных грузов.

Поскольку услуги Закрытого акционерного общества “Юкос-Транссервис“ по аренде и ремонту не относятся к услугам по сопровождению и экспедированию товаров, то обороты по сдаче в аренду цистерн и реализации ремонтных работ подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с п. 9 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации по налоговой ставке 18 процентов, следовательно, налог на добавленную стоимость по аренде вагонов-цистерн и проведению ремонтных работ подлежат вычету в соответствии с положениями ст. ст. 171 - 172 Налогового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах коллегия оспариваемые заявителем ненормативные акты ответчика находит правомерными, судебные акты подлежащими отмене, в удовлетворении исковых требований Закрытого акционерного общества “Юкос-Транссервис“, г. Новокуйбышевск Самарской области, - отказу.

В соответствии со ст. ст. 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба оплачивается государственной пошлиной пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 102, 110, 274, 286, 287 (п/п. 2 п. 1), 289, (п. 2) 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 20.01.2006 и Постановление апелляционной инстанции от 16.03.2006 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-33914/2005-32 отменить.

В иске Закрытого акционерного общества “Юкос-Транссервис“, г. Новокуйбышевск Самарской области, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N
16 по Самарской области, г. Новокуйбышевск Самарской области, о признании недействительными ее решений от 20.10.2005 N 814-12У в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость за июнь 2005 г. в сумме 11665170 руб., от 20.10.2005 N 814-12У об отказе в привлечении к налоговой ответственности и доначислении налога на добавленную стоимость в сумме 2313286 руб. и пени по нему в сумме 8328 руб., требования от 31.10.2005 N 2016 об уплате налога в сумме 2313286 руб. и пени по нему в сумме 8328 руб. отказать.

Кассационную жалобу удовлетворить.

Взыскать с Закрытого акционерного общества “Юкос-Транссервис“, г. Новокуйбышевск Самарской области, государственную пошлину по иску 6000 руб., по апелляционной жалобе 1000 руб., по кассационной жалобе 1000 руб., а всего 8000 руб.

Поручить суду первой инстанции выдать исполнительный лист.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.