Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 06.04.2006 по делу N А72-6669/05-21/99 Суд удовлетворил иск о взыскании задолженности по договору за счет средств субъекта Российской Федерации в лице управления финансов, т.к. анализ условий договора и основания для поставки товара свидетельствуют, что ответчик действовал в интересах субъекта Российской Федерации, следовательно, и оплата за поставленный товар должна производиться за счет казны субъекта Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 6 апреля 2006 года Дело N А72-6669/05-21/99“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Ульяновской области, г. Ульяновск,

на решение от 27.10.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 16.12.2005 Ульяновской области по делу N А72-6669/05-21/99

по иску Общества с ограниченной ответственностью “Русский размер“ к Главному управлению финансов Ульяновской области, Областному государственному унитарному предприятию “Ульяновскжилкомхоз“, Правительству Ульяновской области (решением от 27.10.2005 произведена замена Правительства Ульяновской области на Администрацию Ульяновской области) (3-е лицо - Департамент по жилищно-коммунальному и экономическому комплексу администрации Ульяновской области) о
взыскании 4770702,92 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Русский размер“ (далее - ООО “Русский размер“) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к Областному государственному унитарному предприятию “Ульяновскжилкомхоз“ (далее - ОГУП “Ульяновскжилкомхоз“) о взыскании 4770702,92 руб. основной задолженности за поставленный названному предприятию мазут.

Требования обусловлены следующими обстоятельствами.

Во исполнение государственного контракта от 15.12.2004 N 2-М Общество поставило для предприятий жилищно-коммунального хозяйства Ульяновской области мазут М-100, что подтверждено документально, однако оплата его стоимости произведена частично.

В качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно спора привлечен Департамент по жилищно-коммунальному и экономическому комплексу администрации Ульяновской области.

Определениями суда от 16.09.2005 и от 28.09.2005 в качестве других ответчиков привлечены Правительство Ульяновской области и Главное управление финансов Ульяновской области.

Решением суда первой инстанции от 21.10.2005 (полный текст изготовлен 27.10.2005) иск удовлетворен, в пользу Общества с Администрации Ульяновской области за счет казны взыскано 4770702,92 руб. основного долга.

Постановлением апелляционной инстанции от 13.12.2005 (полный текст изготовлен 16.12.2005) решение суда оставлено без изменения.

Суды двух инстанций, удовлетворяя иск, исходили из того, что факт поставки доказан материалами дела и не оспаривается ответчиками, а поскольку Администрация действовала в интересах субъекта Российской Федерации, оплата должна производиться за счет казны Ульяновской области.

В кассационной жалобе Правительства Ульяновской области (ныне - Администрация Ульяновской области) предлагается судебные акты отменить по мотиву неполного исследования всех обстоятельств дела, а именно: ОГУП “Ульяновскжилкомхоз“ самостоятельно распределяло полученные средства за поставленное топливо. Кроме этого, Финансовое управление выполнило свои обязательства по перечислению денежных средств за поставленное топливо; ошибочно, по мнению заявителя, определен ответчик по делу.

В судебном заседании представитель Общества доводы, изложенные в жалобе, не признает, пояснив, что взаимоотношения между
ОГУП “Ульяновскжилкомхоз“ и Ульяновской областью по вопросу объема выделения денежных средств могут быть предметом самостоятельного спора.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в выступлениях представителя стороны, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что принятые по делу судебные акты подлежат изменению в части взыскания основного долга с Администрации Ульяновской области.

На основании государственного контракта от 15.12.2004 N 2-М с приложениями 1 - 6, заключенного между Департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и энергетическому комплексу (заказчик), ОГУП “Ульяновскжилкомхоз“ (покупатель, плательщик) и Обществом “Русский размер“ (поставщик), предметом которого является поставка для предприятий жилищно-коммунального комплекса районов области мазута М-100 в количестве 12150 т, истец произвел поставку названного товара на общую сумму 29132703,90 руб. Факт получения мазута названной марки подтверждается товарными накладными и счетами-фактурами за период с 31.01.2005 по 15.04.2005 с отметками представителя ОГУП “Ульяновскжилкомхоз“ о его получении, актом сверки от 01.08.2005 и не оспаривается ответчиками.

Согласно п. 5.4 договора оплата за поставленное топливо производится по факту поставки в течение 30 дней из средств областного бюджета, поступивших на расчетный счет ОГУП “Ульяновскжилкомхоз“ на эти цели.

Поскольку оплата стоимости товара произведена частично, истец обратился с настоящим иском.

Вместе с тем принятые по делу судами первой и апелляционной инстанций решения по существу являются правильными. Поставка мазута и суммы возникшей задолженности подтверждены письменными доказательствами и сторонами не оспариваются.

Однако при удовлетворении иска и взыскании долга с Администрации области судами не учтены особенности участия государственных образований в гражданских отношениях.

В соответствии с п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, выступают органы государственной власти в рамках их
компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Субъект Российской Федерации, в силу п. 1 ст. 126 Гражданского кодекса Российской Федерации, отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом.

Анализ условий договора и основания для поставки мазута свидетельствуют, что Администрация Ульяновской области в лице Департамента администрации Ульяновской области и ОГУП “Ульяновскжилкомхоз“ действовали в интересах субъекта Российской Федерации - Ульяновской области, поскольку мазут приобретался непосредственно для нужд субъекта Российской Федерации (п. 1.1 и п. 5.4 договора от 15.12.2004 N 2-М), следовательно, оплата за поставленный товар должна производиться за счет казны Ульяновской области (ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Учитывая, что Главное управление финансов Ульяновской области является финансовым органом и исполнителем бюджета субъекта Российской Федерации, взыскание средств должно производиться за счет средств области в лице Главного управления финансов.

Возникшие спорные отношения не основаны на деликтных обязательствах (ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации), поскольку вытекают из договорных обязательств, что, соответственно, исключает состоятельность доводов заявителя кассационной жалобы.

Таким образом, необходимо изменить мотивировочную и резолютивную части решения суда первой инстанции и Постановления апелляционной инстанции в части взыскания долга с Администрации Ульяновской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛА:

решение суда первой инстанции от 21.10.2005 (полный текст изготовлен 27.10.2005), Постановление апелляционной инстанции от 13.12.2005 (полный текст изготовлен 16.12.2005) Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-6669/05-21/99 изменить в части взыскания с Администрации Ульяновской области 4770702,92 руб. основного долга.

Взыскать с Ульяновской области в лице Главного управления финансов в пользу Общества с ограниченной ответственностью “Русский размер“ 4770702,92 руб. основного
долга.

В остальной части судебные акты оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.