Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 31.03.2006 по делу N А55-23286/2005 Не облагаются налогом на добавленную стоимость услуги по предоставлению медицинским учреждениям машин скорой медицинской помощи для перевозки больных.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 31 марта 2006 года Дело N А55-23286/2005“

(извлечение)

Муниципальное автотранспортное предприятие “МАПУЗ“ (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области от 19.08.2005 N 1072.

Решением суда от 13.10.2005, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 13.12.2005, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с принятыми судебными актами, налоговый орган обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит вынесенные по делу судебные акты отменить, в
удовлетворении заявленных требований отказать.

Как следует из материалов дела, налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной Муниципальным автотранспортным предприятием “МАПУЗ“ за апрель 2005 г., принято решение от 19.08.2005 N 1072.

В ходе проверки налоговым органом выявлено, что предприятие в марте 2004 г. не облагало налогом на добавленную стоимость услуги по предоставлению машин скорой медицинской помощи медицинским учреждениям для перевозки больных в сумме 3921446 руб. 66 коп.

В связи с этим предприятие привлечено к налоговой ответственности решением от 19.08.2005 N 1072 за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога - 97135 руб. 28 коп.

Налогоплательщику предложено уплатить 485676 руб. 40 коп. налога на добавленную стоимость и 14746 руб. 55 коп. пени.

Признавая данное решение недействительным, суды правомерно исходили из следующего.

Согласно Уставу предприятия, утвержденному распоряжением заместителя мэра г. Тольятти 11.12.2003, налогоплательщик является муниципальным автотранспортным предприятием, основным видом деятельности которого является оказание транспортных услуг специализированным медицинским транспортом медицинским учреждениям; предприятие находится в ведомственном подчинении Департамента здравоохранения мэрии г. Тольятти.

Согласно Свидетельству о государственной регистрации N 0412 предприятие зарегистрировано в качестве муниципального автопредприятия Управления здравоохранения.

Судами установлено, что предприятие оказывает муниципальным учреждениям здравоохранения транспортные услуги в виде предоставления в аренду специальных автомобилей с водителем для перевозки экстренных больных.

Данные услуги, согласно Постановлению Госкомстата Российской Федерации от 24.01.2003 N 30 “Об утверждении инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N П-1 (ОКВЭД) “Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг по видам экономической деятельности“ отнесены к разделу
85 “Здравоохранение и предоставление социальных услуг“, а именно код по ОКВЭД 85.14.4 - деятельность учреждений скорой медицинской помощи, которая включает следующие виды экономической деятельности: деятельность скорой медицинской помощи и перевозку больных санитарно-транспортными средствами. При этом согласно указанному Постановлению деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (код ОКВЭД 60.23) не включает в себя перевозку машинами скорой помощи.

В соответствии с договорами аренды транспортного средства с экипажем N 10 от 19.12.2003, заключенным с Муниципальным учреждением здравоохранения г. Тольятти “Городская станция скорой медицинской помощи“, и N 8 от 19.12.2002, заключенным с МУЗ “Городской психоневрологический диспансер“, предприятие предоставляло за плату транспортные средства (специальные автомобили) с экипажем во временное пользование; договорами определена цель аренды - транспортировка экстренных больных и пострадавших в сопровождении выездной бригады медработников, а также транспортное обеспечение выездных бригад при оказании скорой медицинской помощи населению.

Согласно письму Тольяттинского городского отдела государственной статистики от 05.05.2003 предприятие состоит на учете в Едином государственном регистре предприятий и организаций по ОКВЭД 85.14.4 - деятельность учреждений скорой медицинской помощи, перевозка больных санитарно-транспортными средствами.

В силу п/п. 2 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации, по абз. 1, медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и учреждениями; по абз. 5 - услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению.

Экстренная перевозка больных машинами скорой помощи является неотъемлемой составной частью услуг скорой медицинской помощи, оказываемых населению.

Кроме того, по своей правовой природе налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, то есть его фактическими плательщиками являются покупатели товаров (работ, услуг), в качестве которых в данном случае при оплате услуг по
предоставлению специальных автомобилей для экстренной перевозки больных при оказании им скорой медицинской помощи выступают указанные в решении налогового органа медицинские учреждения (станция скорой медицинской помощи, психоневрологический диспансер), имеющие в силу своего статуса соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности (оказание скорой и неотложной медицинской помощи) применительно к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2002 N 499. Доказательств отсутствия у данных медицинских учреждений соответствующих лицензий на оказание скорой медицинской помощи налоговый орган не представил.

С учетом этого ссылка налогового органа на отсутствие у заявителя лицензии на осуществление медицинской деятельности правомерно отвергнута судами как не основанная на законе.

При таких обстоятельствах вывод судов о том, что предприятие правомерно, в соответствии с абз. 5 п/п. 2 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации, не облагало налогом на добавленную стоимость услуги по предоставлению медицинским учреждениям машин скорой медицинской помощи для перевозки больных и не указывало в выставленных данным медицинским учреждениям счетах-фактурах на оплату данных услуг соответствующие суммы налога на добавленную стоимость, является правильным.

Следовательно, у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления 485676 руб. 40 коп. налога на добавленную стоимость и пени в сумме 14746 руб. 57 коп.

При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 13.10.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 13.12.2005 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-23286/2005 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.