Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 30.03.2006 по делу N А65-18951/2005-СГ3-15 Распоряжение министерства земельных и имущественных отношений субъекта Российской Федерации об изъятии земельного участка признано незаконным, т.к. на момент принятия оспариваемого ненормативного акта процедура разграничения государственной собственности на землю не проведена, поэтому распоряжение этим земельным участком в пределах городской черты должно осуществляться органами местного самоуправления, а не органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 30 марта 2006 года Дело N А65-18951/2005-СГ3-15“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственного унитарного предприятия “Казмежгоррайтопсбыт“, Казань,

на решение от 01.12.2005 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-18951/2005-СГ3-15

по заявлению Государственного унитарного предприятия “Казмежгоррайтопсбыт“, Казань, с участием заинтересованных лиц: Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г. Казань, Открытого акционерного общества “Снабтехстрой“, г. Казань, Администрации г. Казани, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, г. Казань, о признании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан N 1559-р от 01.11.2002
недействительным,

УСТАНОВИЛ:

Государственное унитарное предприятие “Казмежгоррайтопсбыт“ (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан N 1559-р от 01.11.2002 в части изъятия земельного участка 1,079 га.

Решением от 01.12.2005 Арбитражный суд Республики Татарстан отказал в удовлетворении заявления.

В апелляционной инстанции суда законность и обоснованность указанного решения не проверялись.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель в своей кассационной жалобе просит его отменить как не соответствующий нормам права, заявление удовлетворить.

По мнению заявителя кассационной жалобы, вывод суда противоречит закону, в частности ст. 10 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, ст. ст. 18, 19, 36, 39 Земельного кодекса Российской Федерации.

Вероятно, вместо статьи 10 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ имелся в виду пункт 10 статьи 3 указанного Закона.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании объявлен перерыв до 15 часов 00 минут 30.03.2006. После перерыва заседание продолжено.

Проверив законность обжалуемого судебного акта по правилам гл. 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит его подлежащим отмене, заявление - удовлетворению.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Постановлением главы администрации г. Казани от 09.02.98 N 252 Государственному унитарному предприятию “Казмежгоррайтопсбыт“ в постоянное пользование был отведен земельный участок площадью 1,079 га, занимаемый зданиями и сооружениями предприятия по улице Журналистов г. Казани.

На основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан N 118-р от 20.02.2002 изношенное имущество Государственного унитарного предприятия “Казмежгоррайтопсбыт“ было решено списать с баланса предприятия, организовав снос и разбор объектов
недвижимости.

Во исполнение вышеуказанного распоряжения Государственное унитарное предприятие “Казмежгоррайтопсбыт“ 07.02.2002 заключило договор с подрядной организацией о сносе строений и в последующем в адрес Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан руководителем Государственного унитарного предприятия “Казмежгоррайтопсбыт“ направлено уведомление о полном демонтаже недвижимого имущества на занимаемом земельном участке.

Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 01.11.2002 N 1559-р земельный участок, ранее предоставленный Государственному унитарному предприятию “Казмежгоррайтопсбыт“, был изъят у предприятия и предоставлен на праве аренды Государственному унитарному предприятию “Татэкосервис“.

Государственное унитарное предприятие “Казмежгоррайтопсбыт“, считая, что оспариваемое распоряжение противоречит положениям Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ и Земельному кодексу Российской Федерации и нарушает его права, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказ в удовлетворении заявленного требования суд мотивировал отсутствием оснований, предусмотренных ст. 61 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, для признания недействительным оспариваемого распоряжения.

В обоснование своего вывода суд указал на то, что определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 28.04.2005 по делу N 1842 установлено, что к моменту принятия соответствующего распоряжения объекты недвижимости заявителя на изъятом земельном участке отсутствовали.

Приняв указанное обстоятельство в силу ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации преюдициально установленным, суд не усмотрел нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым распоряжением и несоответствия его закону или иному нормативному правовому акту.

В результате анализа материалов дела, характера заявленного требования судебная коллегия находит данный вывод суда ошибочным, а заявление Государственного унитарного предприятия “Казмежгоррайтопсбыт“ - подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

До разграничения государственной собственности на землю, как установлено п. 10 ст. 3 Закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“,
распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

Статьи 9, 10, 11 Земельного кодекса Российской Федерации определяют полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области земельных отношений как регуляторов этих отношений в пределах своей компетенции и как собственников земельных участков, которыми они вправе управлять и распоряжаться.

Пунктом 1 ст. 71 Закона Российской Федерации “О местном самоуправлении в Российской Федерации“ от 06.07.91 N 1550-1 предусмотрено, что городская администрация предоставляет в установленном порядке в бессрочное (постановленное) и временное пользование, передает в собственность и сдает в аренду, изымает земельный участок в пределах городской черты, а также из других земель, переданных в ведение города.

Таким образом, органы местного самоуправления в силу указанных норм законов обладают полномочиями по управлению земельными участками в пределах города до разграничения государственной собственности на землю.

На момент принятия оспариваемого ненормативного акта процедура разграничения государственной собственности на землю не проведена, поэтому распоряжение этим земельным участком в пределах городской черты должно осуществляться органами местного самоуправления в лице администрации города, а не органами государственной власти субъектов Российской федерации в лице Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.

В нарушение требований ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации последним не представлено суду доказательств наличия у него полномочий на распоряжение спорным земельным участком.

В этой связи судом сделан необоснованный вывод о том, что распоряжение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Государственного унитарного предприятия “Казмежгоррайтопсбыт“.

Ссылка суда на то, что Государственное унитарное предприятие “Казмежгоррайтопсбыт“ признано банкротом и
в отношении него открыто конкурсное производство, не свидетельствует о том, что его права и интересы не нарушены оспариваемым распоряжением. Конкурсное производство в отношении должника к моменту принятия обжалуемого судебного акта не завершено. Кроме того, положения Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ предусматривают возможность перехода должника, находящегося в указанной процедуре, к внешнему управлению (ст. 146 Закона), заключению мирового соглашения (ст. 150 Закона).

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт государственного органа может быть признан судом недействительным, если он не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает права и интересы гражданина и юридического лица.

Учитывая, что оспариваемый ненормативный акт не соответствует вышеуказанным положениям действующего законодательства и нарушает права и интересы заявителя, у суда не имелось правовых оснований к отказу в удовлетворении заявления, в связи с чем решение суда является незаконным и подлежит отмене, а заявление Государственного унитарного предприятия “Казмежгоррайтопсбыт“ - удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 01.12.2005 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-18951/2005-СГ3-15 отменить, кассационную жалобу удовлетворить.

Заявление удовлетворить.

Признать недействительным распоряжение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан N 1559-р от 01.11.2002 в части изъятия земельного участка в размере 1,079 га у Государственного унитарного предприятия “Казмежгоррайтопсбыт“ и предоставления его на праве аренды Государственному унитарному предприятию “Татэкосервис“.

Возвратить Государственному унитарному предприятию “Казмежгоррайтопсбыт“ государственную пошлину из федерального бюджета за рассмотрение дела в Арбитражном суде Республики Татарстан в размере 2000 руб.

Выдать справку на возврат государственной пошлины по платежному поручению N 04 от 21.07.2005.

Постановление вступает в
законную силу со дня его принятия.