Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 21.02.2006 по делу N А57-23203/04-1 Требования отделения Пенсионного фонда РФ о взыскании страховых взносов с главы крестьянского хозяйства в виде фиксированного платежа удовлетворены частично, т.к. ответчик относится к возрастной группе “индивидуальные предприниматели старше 1966 года рождения“, уплачивающей страховые взносы в виде фиксированного платежа только в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 21 февраля 2006 года Дело N А57-23203/04-1“

(извлечение)

Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Аркадакском районе Саратовской области обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о взыскании с Индивидуального предпринимателя - главы крестьянского хозяйства Ф.И.О. - недоимки по страховым взносам в Пенсионный Фонд Российской Федерации за 2003 г. в виде фиксированного платежа в сумме 1800 руб., а также пени в сумме 63 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов, всего 1863 руб.

Решением арбитражного суда первой инстанции от 02.02.2005 заявленные требования удовлетворены в полном
объеме.

Постановлением апелляционной инстанции от 26.04.2005 решение арбитражного суда от 02.02.2005 отменено, производство по делу прекращено по мотиву неподведомственности спора арбитражному суду.

Постановлением апелляционной инстанции от 28.09.2005, пересмотревшим Постановление апелляционной инстанции от 26.04.2005 по вновь открывшимся обстоятельствам, последнее отменено, решение арбитражного суда первой инстанции от 02.02.2005 оставлено без изменения.

Глава крестьянского хозяйства Шапошников В.А. не согласен с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, указывая, что фиксированный платеж, направленный на финансирование накопительной части трудовой пенсии, является обязательным для уплаты лицами 1967 г. рождения и моложе, а год рождения главы крестьянского хозяйства Шапошникова В.А. - 1951.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание в суд кассационной инстанции не явились.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, считает принятые по делу судебные акты подлежащими частичной отмене по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, Шапошников В.А. является главой КХ “Шапошникова“, которое создано как юридическое лицо в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 “О крестьянском (фермерском) хозяйстве“.

Правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования регулируются Федеральным Законом “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ от 15.12.2001 N 167-ФЗ.

Согласно ст. 7 названного Закона наряду с индивидуальными предпринимателями члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с законом распространяется обязательное пенсионное страхование.

В соответствии с п. 1 ст. 28 этого же Закона плательщиками страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа являются страхователи, указанные в п/п. 2 п. 1 ст. 6 названного Федерального закона,
а именно: индивидуальные предприниматели, адвокаты и приравненные к ним в целях названного Закона частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 148, во исполнение п. 4 ст. 28 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, утверждены Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа, которые согласно п. 1 распространяются на глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств.

Таким образом, выводы судов о том, что нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств для целей уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа к индивидуальным предпринимателям, являются правильными.

Вместе с тем при принятии судебных актов об удовлетворении заявленных требований, судами не учтено следующее.

Федеральный закон “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, закрепляя виды трудовых пенсий, их структуру, условия назначения (ст. ст. 5, 7 - 9, 27, 28), предусматривает, что установление застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета (п. 3 ст. 6). Такие средства формируются за счет поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и дохода, полученного от их инвестирования. При этом возникновение у застрахованного лица права на получение накопительной части трудовой пенсии законодатель связывает и с достижением им общеустановленного пенсионного возраста, за исключением случаев, указанных в п. 5 ст. 8 названного Федерального закона.

Правила, в соответствии с которыми при назначении застрахованному лицу трудовой пенсии определяется размер ее накопительной части, установлены ст. ст. 14 и 15 Федерального закона “О трудовых
пенсиях в Российской Федерации“. Так, размер накопительной части трудовой пенсии по старости рассчитывается путем деления суммы пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого назначается данная часть пенсии, на количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, определяемого в порядке, установленном Федеральным законом (п. 9 ст. 14).

В силу ст. ст. 22 и 33 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ страхователи, производящие выплаты физическим лицам, не должны уплачивать страховые взносы по установленным данными статьями тарифам на финансирование накопительной части трудовой пенсии за лиц определенной возрастной группы, а именно 1966 г. рождения и старше (в 2002 - 2004 гг. страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии не подлежали уплате за мужчин 1952 г. рождения и старше и женщин 1956 г. рождения и старше), и, соответственно, эти лица право на накопительную часть трудовой пенсии не приобретают.

Устанавливая такую дифференциацию применительно к взиманию страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии (в зависимости от возраста застрахованного лица), федеральный законодатель исходил из необходимости обеспечить к моменту достижения пенсионного возраста и назначения пенсии формирование достаточных для выплаты этой части пенсии пенсионных накоплений, для чего требуется соответствующий временной период.

Следовательно, нормативные положения п. п. 1 - 3 ст. 28 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, рассматриваемые в системной связи с положениями его ст. ст. 22 и 33, а также п. 3 ст. 6, ст. 7, п. 5 ст. 8, п. 9 ст. 14 и
п. п. 5 и 6 ст. 15 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, не могут истолковываться как возлагающие на всех индивидуальных предпринимателей - независимо от того, к какой возрастной группе они относятся, - обязанность уплачивать направляемую на финансирование накопительной части трудовой пенсии часть страхового взноса в виде фиксированного платежа; тем более что действующее законодательство не содержит специальных норм, которые предусматривали бы механизм реализации индивидуальными предпринимателями, уплачивающими за себя страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии со ст. 28 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ и достигшими пенсионного возраста, права на получение в настоящее время накопительной части пенсии при установлении им трудовой пенсии по старости. Не принят до сих пор и федеральный закон, которым бы определялся ожидаемый период выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости для расчета ее размера (п. 9 ст. 14 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“).

Таким образом, индивидуальные предприниматели 1966 г. рождения и старше (а в 2002 - 2004 гг. - мужчины 1952 г. рождения и старше и женщины 1956 г. рождения и старше), к которым относится и ответчик - Шапошников В.А., 1951 г. рождения - для приобретения пенсионных прав должны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в размере, установленном ст. 28 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии, то есть в размере 100 руб. в месяц.

Такая правовая позиция изложена в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 N
164-О, от 12.05.2005 N 183-О.

Следовательно, в рассматриваемом случае заявленные требования могли быть удовлетворены лишь в части 1200 руб. страховых взносов в виде фиксированного платежа на страховую часть пенсии. Сумма пени от указанной суммы составляет 42 руб. Принятые судебные акты в этой части являются законными, выводы судебных инстанций - правомерными.

В остальной части, то есть в части взыскания 600 руб. страховых взносов в виде фиксированного платежа на накопительную часть пенсии, соответственно в части 21 руб. пеней заявленные требования подлежали отклонению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 02.02.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 28.09.2005 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-23203/04-1 в части взыскания с Индивидуального предпринимателя Ф.И.О. проживающего в г. Аркадак Саратовской области, ул. Рабочая Слободка,87 в пользу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Аркадакском районе Саратовской области задолженности по страховым взносам в виде фиксированного платежа в сумме 600 руб. на накопительную часть пенсии и 21 руб. пеней отменить. В удовлетворении иска в этой части отказать.

В остальной части судебные акты оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.