Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 02.02.2006 по делу N А65-17017/2005-СА2-8 Сумма излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика за счет средств Пенсионного фонда РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 2 февраля 2006 года Дело N А65-17017/2005-СА2-8“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 14 по Республике Татарстан, г. Казань,

на решение от 12.08.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 10.11.2005 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-17017/2005-СА2-8

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью “Молодежный жилищный комплекс “Союз“, г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 14 по Республике Татарстан, г. Казань, 3-е лицо - Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда
Российской Федерации в Вахитовском районе г. Казани Республики Татарстан, о признании незаконным письма и взыскании процентов за нарушение срока возврата страховых взносов в сумме 7498,99 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Молодежный жилищный комплекс “Союз“, г. Казань, обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 14 по Республике Татарстан о признании незаконным ее письма от 04.05.2005 N 20-01-16/20289 и взыскании процентов в сумме 7498,99 руб. за нарушение срока возврата страховых взносов.

До принятия решения истец отказался от заявленных требований в части взыскания процентов. Отказ судом принят в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

К участию в деле в качестве третьего лица было привлечено Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вахитовском районе г. Казани Республики Татарстан.

Решением Арбитражного суда первой инстанции от 12.08.2005 заявленные требования удовлетворены частично. Оспариваемое письмо налогового органа об отказе произвести возврат (зачет) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование признано незаконным, и суд обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В части требований о взыскании процентов за нарушение срока возврата страховых взносов производство по делу прекращено.

Постановлением апелляционной инстанции от 10.11.2005 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами в части удовлетворенных требований, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 14 по Республике Татарстан обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их в указанной части отменить, принять по делу новый судебный акт.

По мнению подателя кассационной жалобы, поскольку налоговые органы не имеют права выносить
решения о взыскании страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ и не входящих в состав единого социального налога, то также не имеют права принимать решения о возврате (зачете) излишне уплаченных страховых взносов.

Заявитель в отзыве на кассационную жалобу считает судебные акты законными и просит оставить их без изменения.

В суде кассационной инстанции представитель заявителя пояснил, что в настоящее время судебное решение исполнено, налоговым органом произведен возврат излишне уплаченных страховых взносов.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон в судебном заседании, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, у заявителя по состоянию на 28.03.2005 числилась переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 590497 руб. (страховая часть) и 100298 руб. (накопительная часть).

01.04.2005 истец обратился в налоговый орган с заявлением о возврате указанных сумм переплат.

Налоговый орган письмом N 20-01-16/29289 от 04.05.2005 в удовлетворении заявления отказал, мотивируя тем, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога и не являются составной частью единого социального налога, а, являясь индивидуально-возмездными платежами, уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и учитываются Пенсионным фондом.

Судебная коллегия считает, что суды правомерно признали данное письмо налогового органа незаконным.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о
налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 25 названного Федерального закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Также ст. 9 Федерального закона от 05.05.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ устанавливается, что с 01.01.2001 контроль за уплатой страховых взносов возлагается на налоговый орган.

Вероятно,имелся в виду Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ.

Порядок возврата излишне уплаченных страховых взносов Федеральным законом “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ не урегулирован.

В пункте 1 ст. 13 Закона установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов - осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Поскольку Закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения гл. 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

Довод кассационной жалобы об отсутствии у налогового органа полномочий на зачет излишне уплаченных страховых взносов является ошибочным и судом кассационной инстанции не принимается. Вывод арбитражного суда об обязании налогового органа произвести такой зачет соответствует требованиям налогового и пенсионного законодательства, а также правовой позиции Высшего арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 23.08.2005 N 5735/05.

В соответствии
с п. п. 7, 9 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

В пункте 13 данной статьи установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в ст. 78 Кодекса, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Предусмотренный данной статьей порядок зачета (возврата) не вступает в противоречие с понятием введенных с 01.01.2002 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуально-возмездных платежей, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Кроме того, в соответствии со ст. 2 Федерального закона N 115-ФЗ от 15.08.96 “О бюджетной классификации Российской Федерации“ (с соответствующими изменениями) предусмотрено принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации.

В соответствии с Приложением 11.1 к названному Закону главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по коду бюджетной классификации 18210202010060000160 (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации) - является Федеральная налоговая служба.

При таких обстоятельствах суд правомерно обязал налоговый орган возвратить Обществу указанную сумму страховых взносов, в связи с чем оснований для отмены принятых по делу судебных актов, у суда кассационной инстанции не
имеется.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 12.08.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 10.11.2005 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-17017/2005-СА2-8 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.