Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 25.01.2006 по делу N А12-17537/05-С36 Обязанность по зачету или возврату излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на налоговые органы.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 25 января 2006 года Дело N А12-17537/05-С36“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области

на решение от 04.10.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 10.11.2005 по делу N А12-17537/05-С36 Арбитражного суда Волгоградской области

по заявлению учреждения “Жилищник-52“, г. Волгоград, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области, г. Волгоград, с участием третьего лица - Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснооктябрьскому району г. Волгограда, о признании незаконными
действий Инспекции, выразившихся в отказе в проведении зачета излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, и обязании произвести данный зачет,

УСТАНОВИЛ:

Решением от 04.10.2005, оставленным без изменений Постановлением апелляционной инстанции от 10.11.2005, Арбитражный суд Волгоградской области требования заявителя удовлетворил.

В кассационной жалобе налоговый орган с принятыми по делу судебными актами не согласился, просил их отменить, полагая, что налоговые органы не правомочны производить зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов.

Отзывы на кассационную жалобу Учреждение и Пенсионный фонд суду не представили.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства в кассационной инстанции, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Правильность применения Арбитражным судом Волгоградской области при разрешении настоящего спора норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, предусмотренном ст. ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и сделан вывод об отсутствии оснований для отмены вынесенных по делу судебных актов исходя из следующего.

Из материалов дела видно, что заявитель платежным поручением от 18.02.2005 N 4 ошибочно уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии по коду бюджетной классификации (КБК) 18210202030061000160 (фиксированный платеж) в размере 39490,83 руб., тогда как данные страховые взносы следовало уплатить по КБК 18210202010061000160.

Для разрешения вопроса по устранению указанной ошибки Учреждение “Жилищник-52“ обращалось как в налоговый орган по месту своего учета, так и в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснооктябрьскому району г. Волгограда.

Налоговый орган, сославшись на ст. ст. 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации, счел разрешение данного вопроса выходящим за пределы его компетенции.

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснооктябрьскому району г. Волгограда,
в свою очередь, на аналогичное заявление заявителя ответило отказом со ссылкой также на п. 2 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, в котором зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

При этом контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов (п. 1 ст. 25 Федерального закона N 167-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона N 167-ФЗ право Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов на осуществление возврата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ограничено одним единственным случаем - если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.

Поэтому ссылка налогового органа на ст. 13 Федерального закона N 167-ФЗ, где предусмотрены полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации для осуществления возврата ошибочно уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обоснованно не принята судами как не относящаяся к предмету рассматриваемых правоотношений и не соответствующая содержанию и смыслу указанной статьи, устанавливающей права страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации - в области осуществления им полномочий по обязательному пенсионному страхованию в целом, а не в связи с необходимостью возврата ошибочно уплаченных сумм страховых взносов.

Вероятно, имеется в виду Федеральныйо закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ.

В соответствии
со ст. 9 Федерального закона от 09.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах“ с 1 января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Суммы излишне уплаченных страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды по состоянию на 1 января 2001 г. подлежат зачету в счет уплаты единого социального налога (взноса) или возврату в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с п. п. 7, 9 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

В пункте 13 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в указанной статье, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Кроме этого, полномочия налоговых органов по осуществлению зачета (возврата) платежей, а также по представлению копий электронных расчетных документов и исполненных органами федерального казначейства заключений налоговых органов на зачет (возврат) по форме, установленной МНС России, в части платежей, относящихся к Пенсионному фонду Российской Федерации, прямо предусмотрены во второй главе “Обязанности
органов МНС России“ Соглашения по информационному взаимодействию между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Пенсионным фондом Российской Федерации от 02.12.2003.

При таких обстоятельствах утверждение налогового органа об отсутствии у него права на осуществление возврата либо зачета ошибочно уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является несостоятельным.

Суд правомерно обязал налоговый орган зачесть заявителю излишне уплаченные суммы страховых взносов за счет средств Пенсионного фонда, что не противоречит п. 3 ст. 9 Федерального закона N 167-ФЗ, на который ссылается налоговый орган в кассационной жалобе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 287 (п/п. 1 п. 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 04.10.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 10.11.2005 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-17537/05-С36 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.