Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 18.01.2006 N А12-13522/05-С10 Суммы излишне уплаченных страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды по состоянию на 01.01.2001 подлежат зачету в счет уплаты единого социального налога (взноса) или возврату в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 18 января 2006 года Дело N А12-13522/05-С10“

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью “Волгоградская мельница“ (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Волгоградской области (далее - Инспекция) по проведению зачета переплаты по страховым взносам в виде фиксированного платежа в сумме 195000 руб. в счет уплаты страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, зачисляемого на выплату страховой части трудовой пенсии; о признании незаконным начисления пени, об обязании Инспекции произвести зачет с привлечением к
участию в деле Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ворошиловскому району города Волгограда (далее - Пенсионный фонд).

Решением арбитражного суда от 11.08.2005 заявленные требования удовлетворены. Бездействие налогового органа, выразившееся в непроведении зачета переплаты Общества, признано незаконным. Суд обязал налоговый орган осуществить зачет переплаты по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 195000 руб. в счет уплаты Обществом страховых взносов на пенсионное страхование, зачисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии. Кроме того, суд признал незаконными действия налогового органа по начислению Обществу пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 11180 руб. 69 коп.

Постановлением апелляционной инстанции от 20.09.2005 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Инспекция просит об отмене судебных актов, считая их незаконными и необоснованными.

В судебное заседание представители сторон не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.

Общество представило отзыв, в котором выразило возражение относительно доводов жалобы, просило судебные акты оставить без изменения, заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены судебных актов Арбитражного суда Волгоградской области на основании следующего.

Общество, перечисляя платежными поручениями N 48 от 17.01.2005, N 58 от 18.01.2005, N 324 от 15.02.2005 195000 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, ошибочно указало в них код бюджетной классификации 18210202030061000160 вместо 8210202010061000160. В результате указанной ошибки перечисленные страховые взносы
были зачислены Инспекцией в счет уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа. Поскольку Общество не является плательщиком страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа (ст. ст. 6, 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), у него образовалась переплата по страховым взносам в виде фиксированного платежа в этом же размере.

С заявлениями о зачете переплаты по страховым взносам в виде фиксированного платежа в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, Общество обратилось как в Пенсионный фонд, так и в Инспекцию. Согласно ответу Пенсионного фонда, в силу п. 2 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, а ответу Инспекции - правила ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации не распространяются на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, так как они не являются налогом, вопрос зачета (возврата) страховых взносов относится к компетенции органов Пенсионного фонда.

Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения Общества в суд с заявлением на бездействие государственного органа.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования Общества, руководствовались ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ и исходили из того, что обязанность по возврату или зачету излишне уплаченных страховых взносов лежит на налоговых органах.

Выводы судов являются правомерными и соответствующими закону.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части
осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

При этом контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов (п. 1 ст. 25 Федерального закона N 167-ФЗ)

Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона N 167-ФЗ право Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов на осуществление возврата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ограничено одним единственным случаем - если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.

Ссылка налогового органа на ст. 13 Федерального закона N 167-ФЗ, где предусмотрены полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации для осуществления возврата ошибочно уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обоснованно не принята судами как не относящаяся к предмету рассматриваемых правоотношений, и не соответствующая содержанию и смыслу указанной статьи, устанавливающей права страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации - в области осуществления им полномочий по обязательному пенсионному страхованию в целом, а не в связи с необходимостью возврата ошибочно уплаченных сумм страховых взносов.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 09.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах“ с 1 января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Суммы излишне уплаченных страховых взносов в государственные социальные
внебюджетные фонды по состоянию на 1 января 2001 г. подлежат зачету в счет уплаты единого социального налога (взноса) или возврату в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Вероятно, имелся в виду Федеральный закон N 118-ФЗ от 05.08.2000.

В соответствии с п. п. 7, 9 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

В пункте 13 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в указанной статье, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Кроме этого, полномочия налоговых, органов по осуществлению зачета (возврата) платежей, а также по представлению копий электронных расчетных документов и исполненных органами федерального казначейства заключений налоговых органов на зачет (возврат) по форме, установленной МНС России, в части платежей, относящихся к Пенсионному фонду Российской Федерации, прямо предусмотрены во второй главе “Обязанности органов МНС России“ Соглашения по информационному взаимодействию между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Пенсионным фондом Российской Федерации от 02.12.2003.

При таких обстоятельствах утверждение налогового органа об отсутствии у него права на осуществление возврата либо зачета ошибочно уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и наличие такого права исключительно у Пенсионного фонда обоснованно не принято судами.

Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам и переоценке в суде кассационной инстанции в
силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 11.08.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 20.09.2005 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-13522/05-С10 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.