Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 30.06.2005 по делу N А41-К2-18054/04 В случае если налогоплательщик своевременно не уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, он лишается права на налоговый вычет, вследствие чего разница между заявленной в качестве налогового вычета суммой и суммой, фактически уплаченной, считается занижением ЕСН.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 30 июня 2005 г. Дело N А41-К2-18054/04“

(извлечение)

Арбитражный суд Московской области в составе председательствующего судьи П., протокол судебного заседания вел судья П., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) Муниципального предприятия “Управление городского хозяйства г. Талдом“ к МРИ ФНС России N 12 по Московской области о признании недействительными ненормативных актов, по встречному исковому заявлению о взыскании налоговых санкций в размере 157712 рублей, при участии в заседании: от истца - Б. по доверенности, от ответчика - С. по доверенности, Ж. по доверенности,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное предприятие “Управление городского хозяйства г. Талдом“ обратилось в арбитражный суд с иском о признании
недействительными решения от 04.06.04 N 359 и требований от 04.06.04 N 453, 454.

Ответчиком заявлен встречный иск о взыскании с Муниципального предприятия “Управление городского хозяйства г. Талдом“ штрафных санкций в размере 157712 рублей по решению от 04.06.04 N 359.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон истца, арбитражный суд установил.

ИМНС РФ по Талдомскому району была проведена камеральная налоговая проверка Муниципального предприятия “Управление городского хозяйства г. Талдом“ по вопросам правильности начисления единого социального налога за 12 месяцев 2003 г.

В результате проверки был установлен факт неполной уплаты единого социального налога в размере 788558,50 руб.

По результатам проверки ИМНС РФ по Талдомскому району в соответствии со ст. 101 НК РФ вынесла решение от 04.06.04 N 359 о привлечении Муниципального предприятия “Управление городского хозяйства г. Талдом“ к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату ЕСН в виде взыскания штрафа в размере 157712 рублей. Указанным решением истцу доначислены единый социальный налог в размере 788558,50 руб. и пени за несвоевременную уплату налога в сумме 23349,22 руб.

В материалы дела представлена служебная записка МРИ ФНС России N 12 по Московской области от 21 июня 2005 года, согласно которой истцу уменьшены по лицевому счету пени, начисленные по решению N 369 от 04.06.04, на 21125,49 руб.

На основании указанного решения налоговым органом в адрес истца были выставлены требование от 04.06.04 N 453 об уплате налога и требование от 04.06.04 N 454 об уплате налоговой санкции.

Не согласившись с указанными ненормативными актами, Муниципальное предприятие “Управление городского хозяйства г. Талдом“ обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, а налоговый орган - с встречным
иском о взыскании штрафа.

Суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению, а встречный иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги, а также представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он должен платить.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ организации, производящие выплаты физическим лицам, признаются плательщиками единого социального налога, ставки налога установлены ст. 241 НК РФ.

Согласно материалам дела в ходе камеральной проверки установлено занижение сумм налога, подлежащих уплате за 12 месяцев 2003 года, так как не в полном объеме были уплачены суммы страхового взноса на обязательное пенсионное страхование.

Согласно п. 2 ст. 243 НК РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“. При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

В соответствии с п. 3 ст. 243 НК РФ в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.

В
нарушение Федерального закона от 31.12.2002 N 196-ФЗ, п. 3 ст. 243 НК РФ МП “Управление городского хозяйства г. Талдом“ неправомерно завышен налоговый вычет в сумме начисленных, но не уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 2977130,28 руб., что привело к неуплате ЕСН в размере 788558,50 руб.

Сумма примененного налогового вычета больше, чем сумма фактически уплаченных пенсионных взносов. Налогоплательщик вправе уменьшать долю ЕСН, направляемую в федеральный бюджет, на сумму начисленных и фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Предъявленная к вычету положительная разница между начисленными и уплаченными пенсионными взносами признается задолженностью по ЕСН и подлежит доначислению в федеральный бюджет.

Довод налогоплательщика о том, что п. 2 и п. 3 ст. 243 НК РФ носят противоречивый характер и в соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, не принимается судом по следующим основаниям.

Как следует из п. 7 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ N 79 от 11.08.04 “Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании“, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в ст. 8 НК РФ.

Таким образом, в случае если налогоплательщик своевременно не уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, он лишается права на налоговый вычет, вследствие чего разница между заявленной в качестве налогового вычета суммой и суммой, фактически уплаченной, считается занижением ЕСН.

С учетом изложенного доначисление налоговым органом истцу ЕСН правомерно. Согласно оспариваемому решению истцу доначисляются пени в размере 157712 рублей. В соответствии с п. 3 ст.
75 НК РФ пени не начисляются на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика. Согласно материалам дела 23 мая 2000 года инспекцией было вынесено постановление N 19-нд о взыскании с истца налога в общей сумме 5593766 руб. за счет имущества, на основании которого судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство от 29.05.2000 N 921А-1706/3. В связи с невозможностью погасить указанную задолженность 06.06.2000 судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о наложении ареста на имущество.

При изложенных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в части признания недействительным решения от 04.06.04 N 359 в части доначисления истцу пени в размере 21125,49 руб.

Как следует из материалов дела, налоговым органом в адрес истца на основании решения от 04.06.04 N 359 было выставлено требование от 04.06.04 N 454 об уплате налоговой санкции в размере 151712 рублей в добровольном порядке в срок до 15.06.04. Учитывая, что требование в добровольном порядке не было исполнено, МРИ ФНС России N 12 по Московской области обратилась в арбитражный суд со встречным иском о взыскании указанной суммы штрафа в добровольном порядке.

В соответствии со ст. 122, п. 1, НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

Согласно указанной норме ответчику за неполную уплату единого социального налога за 2003 год начислены штрафные санкции в сумме 157712 рублей.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется
в виду подпункт 3 пункта 1 статьи 112 Налогового кодекса РФ, а не пункт 3 статьи 112.

Однако при решении вопроса о размере штрафа, подлежащего взысканию с МП “Управление городского хозяйства г. Талдом“, суд учитывает, что ответчик является муниципальным предприятием, и исходя из принципов справедливости и соразмерности наказания последствиям допущенного нарушения суд считает возможным в соответствии с п. 3 ст. 112 НК РФ расценить данные обстоятельства в качестве смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения и согласно п. 3 ст. 114 НК РФ снизить размер взыскиваемого штрафа.

При изложенных обстоятельствах встречные исковые требования подлежат удовлетворению в части взыскания штрафа в размере 1577,12 руб.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 104, 167, 176, 180 - 182, 216 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

иск удовлетворить частично.

Признать недействительным решение ИМНС РФ по Талдомскому району N 359 от 04.06.04 в части начисления истцу пени в размере 21125,49 руб.

В остальной части иска отказать.

Встречный иск удовлетворить частично.

Взыскать с МП “Управление городского хозяйства г. Талдом“ в доход бюджета штраф в размере 1577,12 руб. и госпошлину в доход федерального бюджета в размере 500 рублей.

В остальной части встречного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в тридцатидневный срок в Десятый арбитражный апелляционный суд.