Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 15.06.2005 по делу N А41-К2-3271/05 Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 15 июня 2005 г. Дело N А41-К2-3271/05“

(извлечение)

Арбитражный суд Московской области в составе председательствующего судьи С., при ведении протокола судебного заседания судьей С., рассмотрев в судебном заседании дело по иску: ЗАО “МОСМЕК БАЗА“ к Инспекции ФНС РФ по г. Видное МО о признании незаконным бездействия и зачете, при участии в заседании от истца: Т. по доверенности от 08.12.04; от ответчика: В. по доверенности от 05.04.05, Г. по доверенности от 18.04.05,

УСТАНОВИЛ:

ЗАО “МОСМЕК БАЗА“ обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Инспекции МНС РФ по г. Видное Московской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в
непроведении зачета излишне уплаченного в 2001 - 2004 гг. земельного налога в сумме 4453059 руб. и об обязании Инспекции произвести зачет в счет будущих платежей по земельному налогу, по налогу на имущество. По ходатайству ответчика произведена замена ответчика: в связи с приказом УФНС России по МО от 22.11.2004 N 669-К ИМНС России по г. Видное и ИМНС России по г. Троицк реорганизованы путем преобразования в Межрайонную ИФНС России N 14 по Московской области. 15.06.2005 заявитель уточнил исковые требования в соответствии со ст. 49 АПК РФ, просил суд признать незаконным бездействие ИФНС России, выразившееся в непроведении зачета излишне уплаченного в 2002 - 2004 гг. земельного налога в сумме 4140427 руб. и об обязании Инспекции произвести зачет будущих платежей по земельному налогу в сумме 2070213,50 руб.; по налогу на имущество в сумме 2070213,50 руб., (исключив из расчета сумму зачета налога за 2001 г. в связи с пропуском срока давности). Судом приняты данные уточнения. В обоснование иска ЗАО указывает, что названная сумма уплачена на основании не подлежащих применению ставок налога, утвержденных местными органами. Заявитель ошибочно рассчитывал ставки земельного налога за период с 2001 - 2004 гг. значительно превышая сумму земельного налога, подлежащего уплате. При расчете ставки земельного налога ошибочно применял повышающие коэффициенты 2; 2,5; 3, поскольку считает, что применение коэффициентов, увеличивающих среднюю ставку земельного налога, противоречит законодательству. Уплате подлежит налог, рассчитанный в соответствии со ст. 2 Закона Московской области “О плате за землю“ без применения коэффициентов 2; 2,5 по Приложению 2 (таблице 2), 3,5 по Приложению N 1 к Закону и 1,5 по
Приложению N 7. Увеличение ставок налога на указанные коэффициенты противоречит ст. 9 Закона РФ “О плате за землю“, таблице 3 Приложения N 2 к Закону РФ “О плате за землю“, следовательно, согласно п. 1 и п. 4 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей. ИФНС РФ по г. Видное иск не признала, полагая, что истец ранее правильно рассчитал подлежащий уплате земельный налог по ставкам, предусмотренным Законом МО “О плате за землю“ с учетом коэффициента 2; 2,5 и 3, установленного на основании решений Совета депутатов Ленинского района Московской области N 4/33 от 26.12.02; 25.12.2003, постановлением главы Ленинского района N 67 от 25.12.2003 для 16-ой экономической зоны, вследствие чего переплаты налога не произошло, и требование, извещающее о наличии недоимки по налогу, не нарушает прав и законных интересов истца.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 7 ФЗ “О плате за землю“ средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Постановлением главы Ленинского района МО от 30.03.2001 N 651 “О ставках земельного налога на территории Ленинского района в 2001 г.“ размер ставки земельного налога определяется по экономическим зонам и составляет 9 руб. 94 коп. за кв. м. Решением Совета депутатов Ленинского района от 23.12.2001 N 4/20 “Об утверждении ставок земельного налога на территории Ленинского района на 2002 год“ ставка составляет 19 руб. 88 коп. за кв. м, в 2003 году данная ставка составила 35 руб. 78 коп за кв. м. Согласно таблице
2 (Приложение 2) Закона РФ “О плате за землю“ МО относится к зоне отдыха города Москвы. В этой же таблице установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога на территории МО (от 2,5 до 4). На основании Закона РФ “О плате за землю“ МО Думой был принят Закон МО от 16.06.1995 N 18/95-03 “О плате за землю в МО“. Ст. 2 вышеназванного Закона устанавливает, что средние ставки земельного налога на земли всех категорий на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ “О плате за землю“ и составляют за земли городов - 2,5. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и т.д. К землям рекреационного назначения относятся земли пригородных зеленых зон (ст. 98 ЗК РФ), коэффициент “2,5“ применяется в г. Видное правомерно и обоснованно.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил.

ЗАО зарегистрировано Московской областной регистрационной палатой от 21.10.1998 N 50:21::0397. На основании постановления главы Ленинского района Московской области N 1208 от 02.06.2000 на основании договора купли-продажи земельного участка N 89 от 20.12.2002 принадлежит на праве собственности (с 20.11.2000 до 20 февраля 2003 года на праве постоянного бессрочного пользования). Земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, Ленинский район, г. Видное, промзона, участок 75ю, кадастровый номер 50:21:02 03:0048, общей площадью 20880 кв. м. Земельный участок предоставлен заявителю для производственных целей и относится к землям поселений. Право на земельный участок подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20 февраля 2003 года, серия 50
АД, N 261374.

Также на основании распоряжения главы Ленинского района Московской области N 328-р/о от 5.05.2001 “О передаче в пользование земельного участка ЗАО “МОСМЕК БАЗА“ в промзоне г. Видное“ и на основании договора купли-продажи земельного N 88 от 20.12.2002 принадлежит на праве собственности (с 29 мая 2001 года до 20 февраля 2003 года на праве постоянного бессрочного пользования) земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, Ленинский район г. Видное, промзона, участок 121ю, кадастровый номер 50:21:02 01 03:0041, общей площадью 25550 кв. м. Земельный участок предоставлен заявителю для производственных целей и относится к землям поселений. Право на земельный участок подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20 февраля 2003 года, серия 50 АД, N 261372.

В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 “О плате за землю“ заявитель является землепользователем земельных участков, относится к плательщикам земельного налога.

В 2002, 2003, 2004 годах ЗАО уплачивало земельный налог, рассчитывая его по ставкам, установленным решениями Совета депутатов Ленинского района Московской области от 18.06.99 N 349/45, от 30.06.00 N 82/10, от 30.05.01 N 201/26.

22.12.04 ЗАО подало ИМНС по г. Видное уточненные декларации по налогу за 2001 - 2004 годы, в которых заявило о переплате на общую сумму 4453059 руб., в том числе за 2002 г. - на 866198 руб., за 2003 г. - 1559157 руб., за 2004 г. - 1715072 руб.

Письмом от 22.12.04 ЗАО просило ИМНС зачесть излишне уплаченные в 2001 - 2004 гг. 4453059 руб., в счет уплаты земельного налога и налога на имущество в будущем в соответствии со ст. 78
НК РФ.

ИМНС оставила заявление без ответа, провела ВНП, по результатам которой вынесла 30.03.2005 акт N 29, решение N 24 от 24.04.05, доначислив истцу по результатам проверки земельный налог в сумме 4140129 руб., из чего следует, что заявление ЗАО отклонено.

Бездействие ИМНС по г. Видное, выразившееся в непредоставлении зачета переплаты земельного налога за 2002 - 2004 гг. в погашение будущих платежей налога за 2005 г., неправомерно, так как противоречит действующему земельному и налоговому законодательству.

Высший Арбитражный Суд РФ в п. 22 Постановления Пленума “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ“ N 5 от 28.02.2001 разъяснил, что в силу статей 21 и 78 Кодекса налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней.

Статья 78 НК РФ регламентирует порядок реализации налогоплательщиком этого права, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате указанных сумм либо о их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности и одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными названной статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение.

При изложенных обстоятельствах бездействие ответчика, выразившееся в нерассмотрении заявлений истца о возврате излишне уплаченного налога, подлежит признанию незаконным, как противоречащее требованиям ст. 78 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Налоговым периодом по земельному налогу в силу ст. 17 Закона “О плате за землю“ является календарный
год. Таким образом, ставки земельного налога, утвержденные решением Совета депутатов Ленинского района Московской области N 4/33 от 26.12.02; 25.12.2003; постановлением главы Ленинского района N 67 от 25.12.03; решением Совета депутатов Видновского района от 18.06.99 N 349/45 “Об утверждении ставок земельного налога на территории Воскресенского района“, могли бы применяться с 1 января 2000 - 2004 гг., что невозможно, так как их действие ограничено 1999 - 2003 гг.

ИФНС не представила доказательств опубликования данных решений Совета депутатов и постановлений главы района. Между тем в соответствии с п. 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Законом РФ “О плате за землю“ установлена средняя ставка земельного налога. Органам местного самоуправления предоставлено право дифференциации средней ставки. Субъекты РФ вправе устанавливать конкретные ставки налога лишь в случаях, прямо указанных в федеральном законе. В случаях противоречия закона субъекта РФ федеральному закону применяется федеральный закон (ст. 13 АПК РФ).

По мнению Инспекции, ст. 2 Закона МО “О плате за землю“ установлен повышающий коэффициент для категорий земель, обозначенных в таблице 2 Приложения 2 к Закону, то есть для курортных зон. Согласно ст. 7 ФЗ “О плате за землю“ средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. В соответствии с постановлением главы Ленинского района Московской области от 30.03.2001 N 651 “О ставках земельного налога на территории Ленинского района в 2001 году“ размер ставки земельного налога определяется по экономическим зонам и составляет 9 руб. 94 коп.
за кв. м. В соответствии с решением Совета депутатов Ленинского района от 23.12.2001 N 4/20 “Об утверждении ставок земельного налога на территории Ленинского района на 2002 год“ ставка составляет 19 руб. 88 коп. за кв. м. В 2003 году данная ставка составила 35 руб. 78 коп. за кв. м. Согласно таблице 2 (приложение 2) Закона РФ “О плате за землю“ МО относится к зоне отдыха города Москвы. В этой же таблице установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога на территории МО (от 2,5 до 4). На основании Закона РФ “О плате за землю“ Московской областной Думой был принят Закон МО от 16.06.1995 N 18/95-03 “О плате за землю в Московской области“. Ст. 2 Закона устанавливает, что средние ставки земельного налога на земли всех категорий на территории Мо применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ “О плате за землю“ и составляют за земли городов - 2,5. Таким образом, применение коэффициентов увеличения средних ставок земельного налога, установленных ст. 2 Закона МО “О плате за землю в Московской области“, является правомерным. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и т.д. К землям рекреационного назначения относятся земли пригородных зеленых зон (ст. 98 ЗК РФ). Следовательно, коэффициент “2,5“ применяется в г. Видное правомерно и обоснованно.

Вместе с тем Налоговой инспекцией не представлено доказательств отнесения земель, занимаемых истцом, к курортным зонам, вследствие чего применение коэффициента 2,5; 3 при исчислении земельного налога, на котором настаивает налоговый орган, неправомерно.

В силу
ст. 9 Закона РФ “О плате за землю“ налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности устанавливается в размере 20% от средних ставок земельного налога, установленных в соответствии с Приложением 2 (таблица 1). При этом применение повышающих коэффициентов Закон не предполагает и не предоставляет право увеличения коэффициентов субъектам РФ.

Таким образом, истец не обязан применять коэффициент 2; 2,5; 3,5, установленный Законом Московской области “О плате за землю“.

Из таблицы 3 Приложения 2 к Закону РФ “О плате за землю“ усматривается, что коэффициент увеличения средней ставки налога за счет статуса города и развития социально-культурного потенциала применяется в отношении земель городов с численностью от 100 тыс. человек.

Согласно справке УИАР Администрации Ленинского района МО численность г. Видное составляет менее 52,9 тыс. человек, вследствие чего применение коэффициентов 2; 2,5; 3 не производится.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон от 30.12.2001 N 194-ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“.

Положения ФЗ от 30.12.01 “О федеральном бюджете на 2002 - 2004 годы“, Закона “О бюджете Московской области на 2002 - 2004 гг.“ не подлежат применению на основании ст. 5 Налогового кодекса, так как положения о коэффициенте 2, установленном ими, применяются только с 01.01.03.

При таких обстоятельствах требование истца о проведении зачета переплаты налога за 2002 - 2004 гг. в уплату земельного налога по сроку 22 декабря 2004 года подлежало удовлетворению Налоговой инспекцией на основании ст. 78 НК РФ.

Вынесение Инспекцией решения N 24 от 24.04.05 в начислении истцу по результатам ВНП земельного налога в сумме 4140129 руб. выносится и направляется налогоплательщику при неисполнении обязанности по уплате налога.
Согласно акту сверки от 26.04.2005 за период с 01.01.2005 по 25.04.2005 начислено по результатам ВНП истцу 4140421 руб. и имеется переплата в сумме 3685,40 руб., предложение налогоплательщику со стороны налогового органа в акте отсутствует, вследствие чего иск о признании недействительным требования об уплате налога подлежит удовлетворению. В связи с уточнением расчетов по земельному налогу зачету подлежат 4140427 руб.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201, 110 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

признать незаконным бездействие Межрайонной ИФНС России N 14 по Московской области, выразившееся в не проведении зачета излишне уплаченного земельного налога за 2002 - 2004 гг. в сумме 4140427 руб. в счет будущих платежей по земельному налогу и налогу на имущество.

Обязать Межрайонной ИФНС России N 14 по Московский области произвести зачет излишне уплаченного земельного в сумме 4140427 руб. в счет будущих платежей по земельному налогу и налогу на имущество.

Выдать истцу справку на возврат госпошлины 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца.