Решения и определения судов

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2005, 01.06.2005 по делу N 10АП-1260/05-АК Решение суда первой инстанции об удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия налогового органа и возврате излишне уплаченного земельного налога оставлено без изменения, т.к. материалами дела подтверждается наличие переплаты по данному налогу в бюджет в связи с тем, что заявитель ошибочно рассчитывал ставки налога в спорном периоде, значительно превышая сумму, подлежащую уплате.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

8 июня 2005 г. Дело N 10АП-1260/05-АКрезолютивная часть объявлена 1 июня 2005 г. “

(извлечение)

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего-судьи К.А., судей М., Ч., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи В., при участии в заседании от истца (заявителя): М. - юрисконсульт, доверенность б/н от 29.09.2004 сроком на 1 год, паспорт, Т. - юрисконсульт, доверенность б/н от 29.09.2004 сроком на 1 год, паспорт; от ответчика (органа, должностного лица): Б. - главный специалист юридического отдела, доверенность 01-19/689 от 26.01.05 сроком по 31.12.05, удостоверение 019711, выдано 20.06.01,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по г. Сергиев Посад Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 14 марта 2005 г. по делу N А41-К2-23924/04, принятое судьей К.В., по заявлению Открытого акционерного общества “Загорский оптико-механический завод“ г. Сергиев Посад Московской области к Инспекции Министерства по налогам и сборам РФ по г. Сергиев Посад Московской области о признании бездействия незаконным и возврате излишне уплаченного налога,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Загорский оптико-механический завод“ г. Сергиев Посад Московской области (далее - ОАО “ЗОМЗ“) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятых уточнений) к Инспекции Министерства по налогам и сборам РФ по г. Сергиев Посад Московской области (далее - ИМНС РФ по г. Сергиев Посад) о признании незаконным бездействия Инспекции, выразившегося в непринятии решения о зачете в счет будущих платежей излишне уплаченного земельного налога за 2001 г., 2002 г., 2003 г., 2004 г. в общей сумме 392794,78 руб.

Решением Арбитражного суда Московской области от 14 марта 2005 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме (т. 2, л. д. 112 - 117). При этом суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемая сумма является излишне уплаченным земельным налогом и в соответствии со ст. 78 НК РФ подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в порядке, установленном НК РФ.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИФНС РФ по г. Сергиев Посад обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, отказав Обществу в удовлетворении заявленных требований. В качестве доводов для отмены решения суда первой инстанции заявитель
указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.

В отзыве на апелляционную жалобу Инспекции, составленном в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Общество указывает о несостоятельности доводов Инспекции по мотивам, изложенным в отзыве.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции произведена замена лица, участвующего в деле, в порядке правопреемства по статье 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - Инспекции Министерства по налогам и сборам РФ по г. Сергиев Посад Московской области на Инспекцию Федеральной налоговой службы РФ по г. Сергиев Посад Московской области.

В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представители ОАО “ЗОМЗ“ против удовлетворения жалобы возражали по мотивам, изложенным в судебном акте и отзыве на апелляционную жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая ее необоснованной, а решение суда - законным.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя в порядке статей 258, 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев имеющиеся в деле и дополнительно представленные доказательства, пришел к выводу, что обжалуемый судебный акт суда первой инстанции должен быть оставлен без изменения, а апелляционная жалоба заявителя - ИФНС РФ по г. Сергиев Посад Московской области - без удовлетворения.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено исследованными по делу доказательствами:

ОАО “ЗОМЗ“ 01 октября 2004 г. представило в налоговый орган уточненные налоговые декларации по земельному налогу за период 2001 - 2004 гг. (т. 1, л. д. 67 - 102; т. 2, л. д. 1 - 12) и обратилось
с заявлением N 10/1008 от 29.09.2004 о зачете в счет предстоящих платежей излишне уплаченного земельного налога в общей сумме 392794,78 руб. (т. 1, л. д. 66).

На указанное заявление ответа налогового органа не последовало.

В пользовании ОАО “ЗОМЗ“ находятся следующие земельные участки:

- по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, д. 212В, общей площадью 528000 кв. м, предоставленный для производственных целей и относящийся к землям поселений (т. 1, л. д. 41 - 43);

- по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, пос. Сырнево, общей площадью 30316,8 кв. м, предоставленный для производственных целей и относящийся к землям промышленности (т. 1, л. д. 44 - 49);

- по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, Тураковский сельский совет, Профилакторий ЗОМЗа, общей площадью 44132 кв. м, предоставленный для размещения профилактория и относящийся к рекреационным землям (т. 1, л. д. 50);

- по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, общей площадью 5941 кв. м, предоставленный заявителю для эксплуатации жилищного фонда и относящийся к землям поселений (т. 1, л. д. 52 - 65).

ОАО “ЗОМЗ“, будучи землепользователем вышеперечисленных участков, в соответствии со ст. 1 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“ является плательщиком земельного налога.

На основании ст. 16 Закона РФ “О плате за землю“ Общество ежегодно самостоятельно исчисляло и уплачивало земельный налог, при этом ошибочно рассчитывало ставки земельного налога за период с 2001 - 2004 гг., значительно превышая сумму налога, подлежащую уплате в бюджет. Вследствие чего у налогоплательщика образовалась излишне уплаченная сумма земельного налога, которая подлежит зачету в соответствии со ст. 78 НК РФ.

Суд апелляционной инстанции считает правильным вывод
суда первой инстанции о том, что ОАО “ЗОМЗ“ правомерно применил нормы действующего законодательства при расчете уточненной ставки земельного налога за 2001 г. для земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, д. 212В.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ “О федеральном бюджете на 2000 год“ ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2. Общество применило коэффициент 1,2, увеличив на него среднюю ставку земельного налога.

Статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ “О федеральном бюджете на 2001 год“ установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.

Таким образом, учитывая положения п. 1 Указа Президента РФ от 04.08.1997 N 822 “Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен“, размер ставки земельного налога, применяемый заявителем для расчета земельного налога в 2001 году для земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, д. 212В, составляет 10368 руб. кв. м.

В соответствии со ст. 2 Закона Московской области от 16.06.1995 N 18/95 “О плате за землю“ введен повышающий коэффициент, установленный в приложении 2 (таблица 2 - коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных (рекреационных) зонах. За земли городов - 2,5; за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области).

Земельный участок по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, д. 212В, находящийся в пользовании ОАО
“ЗОМЗ“ на основании Постановления Главы администрации Сергиево-Посадского района Московской области от 18.04.1996 N 584, используется под промплощадку, то есть для производственных целей.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в РФ по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли промышленности, и земли рекреационного назначения, и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

В силу ст. 98 Земельного кодекса РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

Таким образом, земли промышленности не относятся к землям, имеющим рекреационную ценность, поэтому к ним не может применяться коэффициент увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах.

На основании вышеизложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что при расчете ставки земельного налога за 2001 год для земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, д. 212В, ОАО “ЗОМЗ“ не был учтен повышающий коэффициент по отношению к средней ставке земельного налога - 2,5.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон от 22.02.1999 N 36-ФЗ “О федеральном бюджете на 1999 год“.

При расчете уточненной ставки земельного налога за 2001 г. по земельному участку, расположенному по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, пос. Сырнево, общей площадью 30316,8 кв. м ОАО “ЗОМЗ“ исходило из того,
что в соответствии со ст. 9 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“ налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения устанавливается в размере 20 процентов от средних ставок земельного налога, установленных в соответствии с приложением 2 (таблица 1) к Закону “О плате за землю“ для поселений численностью до 20 тысяч человек и составляет 0,2 руб. за кв. м. Кроме того, при расчете ставки земельного налога для указанного земельного участка не учитывался повышающий коэффициент, предусмотренный ст. 15 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ “О федеральном бюджете“ и ст. 2 Закона Московской области “О плате за землю“.

Таким образом, на основании вышеизложенного и с учетом п. 1 Указа Президента РФ от 04.08.1997 N 822 “Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен“ размер ставки земельного налога, применяемый заявителем для расчета земельного налога в 2001 году для земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, пос. Сырнево, составляет 0,072 руб. кв. м.

Земельный участок площадью 44132 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, Тураковский сельский совет, Профилакторий ЗОМЗа, относится к рекреационным землям.

В соответствии с пп. “а“ п. 5 ст. 1 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О плате за землю“ земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных (за исключением указанных в части первой ст. 6 Закона РФ “О плате за землю“) целей, взимается со
всей площади земельного участка в размере пяти рублей за кв. м.

Таким образом, размер ставки земельного налога для указанного участка без применения повышающих коэффициентов составляет 0,036 руб. за кв. м.

Расчет уточненной ставки земельного налога за 2001 г. для земельных участков, занятых жилищным фондом заявителя, производился аналогично расчету ставки земельного налога для первого земельного участка с учетом положений ст. 8 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“, и ставка составила 0,031104 руб. кв. м.

Таким образом, сумма земельного налога, подлежавшая уплате в 2001 г., рассчитанная с применением уточненных ставок, составила 543539 руб., при этом ОАО “ЗОМЗ“ за 2001 г. перечислило платежи по земельному налогу на общую сумму 2920544,24 руб. (т. 2, л. д. 21 - 30). Следовательно, сумма переплаты по земельному налогу за 2001 г. составила 2377005,24 руб.

В 2002 г. в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ “Об индексации ставок земельного налога“ ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 г., применяются в 2002 г. для категорий земель с коэффициентом 2.

На основании вышеизложенного размер ставки земельного налога, применяемый ОАО “ЗОМЗ“ для расчета земельного налога за 2002 г. для земельного участка по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, д. 212В, составляет 20736 руб. кв. м.

Для земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, пос. Сырнево, ставка земельного налога за 2002 г. составляет 0,144 руб. за кв. м.

Ставка земельного налога за 2002 г. для земельного участка по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, Тураковский сельский совет, Профилакторий ЗОМЗа составляет 0,072 руб. за кв. м.

Размер
ставки земельного налога для расчета земельного налога за 2002 г. для земельных участков, занятых жилищным фондом, составляет 0,062208 руб. за кв. м.

Таким образом, сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет за 2002 г., составила 811766 руб., фактически заявителем за 2002 г. уплачено 1030559,40 руб. (т. 2, л. д. 32 - 38).

Сумма излишне уплаченного налога за 2002 г. составила 218793,40 руб.

Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства РФ“ установлено, что действующие в 2002 г. размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 г. с коэффициентом 1,8.

Размер ставки земельного налога, применяемый заявителем для расчета земельного налога в 2003 г. для земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, д. 212В, составляет 3,73248 руб. кв. м.

Для земельного участка по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, пос. Сырнево ставка земельного налога за 2003 г. составляет 0,2592 руб. кв. м.

Ставка земельного налога за 2003 г. для земельного участка по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, Тураковский сельский совет, Профилакторий ЗОМЗа составляет 0,1296 руб. кв. м.

Размер ставки земельного налога для расчета земельного налога за 2003 г. для земельных участков, занятых жилищным фондом, составляет 0,1119744 руб. кв. м.

Таким образом, сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет за 2003 г., составила 1461176 руб., фактически заявителем за 2003 г. уплачено 600312,25 руб. (т. 2, л. д. 40 - 52).

В силу ст. 7 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ
“О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации“ действующие в 2003 г. размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2004 г. с коэффициентом 1,1.

Размер ставки земельного налога, применяемый заявителем для расчета земельного налога в 2004 г. для земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, д. 212В, составляет 4,105728 руб. кв. м.

Для земельного участка по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, пос. Сырнево ставка земельного налога за 2004 г. составляет 0,28512 руб. кв. м.

Ставка земельного налога за 2004 г. для земельного участка по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, Тураковский сельский совет, Профилакторий ЗОМЗа составляет 0,14256 руб. кв. м.

Размер ставки земельного налога для расчета земельного налога за 2004 г. для земельных участков, занятых жилищным фондом, составляет 0,12317184 руб. кв. м.

Таким образом, сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет за 2004 г., составила 1894121 руб., фактически заявителем за 2004 г. уплачено 551980,89 руб. (т. 2, л. д. 54 - 60).

На основании вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что сумма излишне уплаченного налога за период с 2001 г. по 2004 г. составила 392794,78 руб., ввиду того, что земельный налог в указанный период исчислялся и уплачивался в бюджет в повышенных размерах.

В соответствии с п. п. 1, 4 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому налогу или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

Суд апелляционной инстанции отклоняет довод жалобы о том, что в 2001 г. для ставок земельного налога должен применяться коэффициент 2, установленный Федеральным законом от 22.02.1999 N 36-ФЗ “О федеральном бюджете на 1999 год“.

Так, на момент принятия указанного Федерального закона действовало положение п. 1 ст. 5 НК РФ “...акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу“. Федеральный закон от 30.03.1999 N 51-ФЗ приостановил до 1 января 2000 г. действие п. 1 ст. 5 части первой НК РФ. Данный Закон был опубликован в “Российской газете“ от 02.04.1999 и вступил в силу со дня его официального опубликования. Таким образом, на момент принятия Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ требования п. 1 ст. 5 ч. 1 НК РФ имели законную силу.

Следовательно, положения Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ в части повышения ставок земельного налога согласно п. 1 ст. 5 ч. 1 НК РФ могли вступить в силу не ранее 01.01.2000, при этом расчет земельного налога согласно ст. 16 Закона РФ N 1738-1 “О плате за землю“ производится в течение налогового периода, а не по окончании его. Таким образом, применение ст. 15 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ при расчете ставки земельного налога в 1999 г. противоречит п. 1 ст. 5 ч. 1 НК РФ. Следовательно, ставки земельного налога, действовавшие в 1999 г., аналогичны ставкам 1998 года.

При этом Федеральным законом от 31.12.1999 N 227-ФЗ “О федеральном бюджете на 2000 год“ ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.

Согласно Федеральному закону от 27.12.2000 N 150-ФЗ “О федеральном бюджете на 2001 год“ установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.

Таким образом, для расчета ставки земельного налога за 2001 г. должен применяться коэффициент 1,2, установленный Федеральным законом от 31.12.1999 N 227-ФЗ.

Кроме того, налоговый орган в апелляционной жалобе указывает на то, что при расчете ставки земельного налога должен применяться повышающий коэффициент, установленный Законом Московской области “О плате за землю“ от 16.06.1995 N 18/95 для рекреационных земель.

Апелляционный суд не согласен с указанным доводом апелляционной жалобы ввиду того, что земли, находящиеся в пользовании ОАО “ЗОМЗ“, не относятся к землям рекреационного назначения.

При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными и отклоняются судом апелляционной инстанции, судебный акт суда первой инстанции соответствует фактическим обстоятельствам дела и принят в соответствии с нормами материального права, регулирующими указанные правоотношения.

Апелляционная инстанция не находит и безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, так как не усматривает процессуальных нарушений при принятии названного судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 14 марта 2005 г. по делу N А41-К2-23924/04 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по г. Сергиев Посад Московской области - без удовлетворения.